Роман
Льюиса Кэрролла 1865 года «Приключения Алисы в стране чудес» с момента публикации вдохновлял многих художников, от
Сальвадора Дали до
Яёи Кусамы. Несмотря на то, что это был детский роман, «Приключения Алисы в стране чудес» до сих пор остаются одним из самых узнаваемых произведений викторианской литературы.
В книге Льюиса Кэрролла 1865 года рассказывается история молодой девушки по имени Алиса, которая следует за белым кроликом по кроличьей норе, который приводит её в фантастическое царство под названием «Страна чудес», наполненное антропоморфными животными и предметами. Большая часть образов в романе отчётлива и узнаваема: персонажи основаны на карточных мастях, курящей кальян гусенице и озорной ухмылке Чеширского кота.
На протяжении многих лет сказочные образы, представленные в романе, побуждали художников создавать собственные интерпретации фантастических персонажей Кэрролла.
Льюис Кэрролл: первый, кто проиллюстрировал мир Алисы
Хотя «Алиса в стране чудес» широко распространена в современном искусстве и культуре, всё началось в викторианский период, когда человек по имени Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, опубликовал «Приключения Алисы в стране чудес» в 1865 году после многих лет разработки. В 1871 году он опубликовал продолжение «Зазеркалье».
Фото: thecollector.com
Первоначально Кэрролл придумал истории об Алисе, развлекая детей друзей своей семьи, Лидделлов и Макдональдсов. Кэрролл подготовил первоначальную рукопись под названием «Приключения Алисы под землёй» с нарисованными от руки иллюстрациями.
Многие предполагают, что главный персонаж был основан на образе юной Элис Лидделл, что Кэрролл отрицал на протяжении всей своей жизни.
За прошедшие годы появилось множество различных интерпретаций и теорий о мире Алисы в стране чудес. Многие отмечают, что, хотя книга предназначена для детей, в ней также присутствует сюрреалистический, сказочный пейзаж, нарисованный на протяжении всей истории. Другие предположили, что эта история связана с теорией Фрейда или психоделическими препаратами из-за образов, окружающих печенье и грибы, которые Алиса ест во время своего путешествия. Ещё более мрачно то, что многие биографы предположили, что роман возник из-за сексуализации и эксплуатации Кэрроллом юной Алисы Лидделл.
Хотя Льюис Кэрролл был создателем этой сказки и создал некоторые из самых ранних связанных произведений искусства, несколько других художественных интерпретаций истории Алисы имеют культурное преимущество перед этими рисунками.
Кто украл пирожные? Иллюстрации Сальвадора Дали о стране чудес
Хотя это была детская книга, оригинальная история «Алисы в Стране чудес» многих поразила своей сказочной и бессмысленной природой. В 1969 году казалось, что связь между Алисой и сюрреализмом была очевидна для многих, и книжное издательство Random House поручило известному художнику Сальвадору Дали проиллюстрировать специальное издание романа. Этот тип работы не был необычным для Дали, поскольку в прошлом он иллюстрировал такие вещи, как обложки кулинарных книг и рекламные объявления, такие как логотип Chupa Chups, однако это издание классики Льюиса Кэрролла является одним из менее известных начинаний художника.
Фото: thecollector.com
Было напечатано и продано всего 2700 экземпляров книги Дали, что делает её чрезвычайно редким произведением. Издание Дали «Приключения Алисы в Стране чудес», как и следовало ожидать, причудливое и сюрреалистичное, хотя художник выделил некоторые более тёмные, более абстрактные элементы истории в своих двенадцати гелиогравюрах.
Кто украл пирожные? (1969) — одна из двенадцати работ, сопровождающих эту историю, и в ней более мрачный взгляд на фантастические элементы Кэрролла с неоново-голубыми, жёлтыми и оранжевыми цветами, контрастирующими с более резким фоном. Дали оживил каждую из двенадцати глав Алисы по-своему, хотя его рисунки остаются верны бессмысленному переплетению текста.
Яёи Кусама: свежий взгляд на вечную сказку
Более поздней иллюстрацией «Приключений Алисы в стране чудес» является версия Яёи Кусамы 2012 года. Кусама — известная современная художница из Мацумото, Япония, известная своим мотивом в горошек. Большая часть работ Кусамы основана на зрительных галлюцинациях, которые она испытала в детстве, страдая от редкого заболевания.
В 2012 году Кусама опубликовала красочную интерпретацию Алисы, отсылающую к галлюциногенным оттенкам оригинальной работы. Переосмысление Кусамой детского романа Кэрролла является одновременно игривым и серьёзным и представляет собой новый способ чтения и переживания истории.
Фото: thecollector.com
«Безумное чаепитие» (2012) — пример одной из красочных иллюстраций, включенных в копию книги Кусамы. Художественное произведение художницы с большим количеством узоров удачно передаёт бессмысленную игривость детского романа, а также подчёркивает некоторые мрачные оттенки истории. Удивительное мастерство Кусамы в сочетании с впечатляющей многогранностью оригинального текста создаёт уникальный опыт чтения, не жертвуя при этом индивидуальностью или тоном истории.
Алиса как политическая карикатура: трансформация Ральфа Стедмана
Ещё один известный взгляд на роман Льюиса Кэрролла принадлежит Ральфу Стедману, британскому иллюстратору и политическому карикатуристу. В то время как большинство художников предпочитают причудливый или абстрактный подход к истории Алисы в Стране чудес, Стедман решил трансформировать сообщения и культурные отсылки на протяжении всей работы, используя своё искусство.
В 1967 году Стедман выпустил свою иллюстрированную версию рассказа, которую теперь называют анархической и классической для современности. Основная стратегия, которую Стедман использовал, чтобы превратить Алису в комментарий о поп-культуре и политике, заключалась в более свободной интерпретации текста. В то время как многие персонажи, такие как Белый Кролик, Безумный Шляпник и Чеширский Кот, описаны в оригинальном романе Кэрролла, Стедман решил создать своих собственных персонажей, которые отражали бы его современный мир. В этой версии Белый Кролик носит котелок и опаздывает на работу, а антропоморфные игральные карты из оригинальной истории превращаются в шахтёров.
Фото: thecollector.com
Литографии Стедмана из его версии «Алисы», такие как «Сцена в зале суда» (1967), являются захватывающими дух примерами того, как художник легко переносит оригинальных персонажей Льюиса Кэрролла в современную эпоху.
Модное чтение: обложка Вивьен Вествуд
150-летие Алисы в стране чудес в 2015 году вдохновило многих художников на создание памятных рисунков и произведений искусства. Одна из самых уникальных интерпретаций принадлежит британскому модельеру и иконе авангарда Вивьен Вествуд.
До 150-летия Элис Вествуд черпала вдохновение из книги при создании своей коллекции Осень-Зима 2011/2012, используя эстетические маркеры из оригинального текста, а также из фильма Тима Бёртона 2010 года для создания причудливых образов. К юбилею Вествуд решила издать специальное издание книги с собственным дизайном обложки.
Издание Вествуд покрыто одним из её фирменных принтов, вдохновлённых характером арлекина из итальянской театральной комедии дель арте. Неудивительно, что Вествуд решила создать это специальное издание «Алисы в стране чудес», ведь известно, что это её любимая книга. «Книги об Алисе так интересно читать», — сообщила дизайнер в интервью. «Они заставляют вас поверить, что вы можете оказаться в параллельном мире или что мир, который, как мы думаем, знаем, отражает то, как мы запрограммированы его видеть».
Фото: thecollector.com
В знак своей любви к оригинальной истории Вествуд также включила в специальное издание продолжение «Зазеркалье».
Взгляд Питера Смита на историю Льюиса Кэрролла
Современный британский художник Питер Смит представил захватывающую и сюрреалистическую интерпретацию «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла в своей коллекции «Потерянная Алиса» 2015 года. Смит не новичок в создании причудливых произведений искусства, ориентированных на детей: его самое известное творение известно как Impossimal, существо, сочетающее в себе зебру и гиппопотама.
Как и дизайнер Вивьен Вествуд, Смит решил создать специальную серию работ, вдохновлённых «Алисой в Стране чудес», к 150-летию в 2015 году.
Хотя Смит хотел, чтобы эта работа отдала дань уважения оригинальному роману Кэрролла, он также хотел, чтобы произведения представляли новую интерпретацию. «Это не будет Алиса», — заявил Смит на своём веб-сайте. «Вместо этого у неё должна была быть собственная жизнь, содержащая как знакомые элементы, которыми пользуются все, так и достаточно поворотов, чтобы позволить стоять на своих собственных ногах».
Коллекция «Потерянная Алиса» Питера Смита представляет собой серию работ, основанных на сюрреализме, чуде и бессмысленном стиле. Его работа «Место необычной чепухи» Place of Uncommon Nonsense (2015) — прекрасный пример того типа живописи, который можно найти в коллекции. В произведении много знакомых персонажей из истории об Алисе: сама Алиса, Безумный Шляпник, Мартовский Кролик, Чеширский Кот, Гусеница, Белый Кролик и соня — все они присутствуют в этой интерпретации Сцены Безумного Чаепития.
Фото: thecollector.com
Тем не менее, Питер Смит включил свой собственный сюрреалистический стиль и подчёркивает двойственность опыта и личности Алисы в этой причудливой иллюстрации. В то время как оригинальное произведение Льюиса Кэрролла сияет громко и ясно, «Потерянная Алиса» Смита является прекрасным примером того большего значения, которое эта история приобрела в современной культуре.