Не только императоры Великих Моголов оставили неизгладимый след в истории индийского субконтинента, но и королевы и принцессы. Вклад последних в искусство, архитектуру, литературу, кухню, изысканность и административные институты был замечательным. Влияние этих женщин всё ещё ощущается в жизни народов Индии, Бангладеш и Пакистана и сегодня.
Империя Великих Моголов
Династия Великих Моголов, основанная Захируддином Мохаммедом Бабуром (р. 1526-1530), продолжалась во всём своём великолепии и славе до Аурангзеба (1618-1707). После правления Великих Моголов начался упадок. Позднее правление Великих Моголов стало свидетелем распада империи Великих Моголов, и последний император, Бахадур Шах Зафар (р. 1837-1857), был лишь номинальным правителем. Победа Бабура над последним правителем пошатнувшейся династии Лоди 21 апреля 1526 года в первой битве при Панипате изменила ход индийской истории.
Сложная культура развивалась в результате слияния старого с новым. Аристократические дамы Великих Моголов не вели уединенной жизни в закрытых стенах гарема. Они играли определённую роль в различных аспектах социальной и политической жизни. Начиная с Айсан Даулат Бегум, внучки Бабура по материнской линии, женщины Великих Моголов, такие как автор Хумаюн Нама Гульбадан Бану Бегум (дочь Бабура и сестра Хумаюна), Махам Анага (приёмная мать Акбара), Мах Чучак Бегум (мачеха Акбара), Нур Джахан (королева Джахангира), Мумтаз Махал (королева Шах-Джахана), Джаханара Бегум, а также Рошанара Бегум (дочь Шах Джахан) оказал влияние на политику, культуру и общество того периода.
Когда продолжаются жаркие дебаты о ношении хиджаба мусульманками в Индии, охватывающие идеологическую и религиозную полемику, интересно вернуться к прошлому, связанному со статусом мусульманских женщин в Могольской Индии. Настоящее переплетено с прошлым, оба дополняют друг друга. Часть общества в современной Индии вводит строгий дресс-код для мусульманских женщин. Сопоставление этого со статусом мусульманских женщин около 400 лет назад дало бы читателям противоположный взгляд. Было бы полезно узнать о деятельности королев и принцесс Великих Моголов. Были ли они независимы в своем мыслительном процессе? Каков был их вклад в тогдашнее общество? Разделяли ли они власть в администрации Великих Моголов? Было ли расширение прав и возможностей женщин в средневековой Индии?
Могольская Индия около 1707 года. Фото: member.worldhistory.org
Положение женщин
Женщины королевской семьи Великих Моголов сыграли значительную роль в укреплении и поддержании могущества империи Великих Моголов в Южной Азии. Их вклад в политическую, экономическую, культурную и религиозную сферы способствовал укреплению Империи, а также процветанию правителей. В то время как знаменитые мужчины королевской семьи Великих Моголов заслуживают внимания и высокой оценки, жизнь, деятельность, достижения и вклад королевских особ Великих Моголов редко удостаивались должного внимания со стороны учёных. Роль этих королевских женщин в политике заслуживает внимания, поскольку эти женщины активно участвовали как в гаремной, так и в придворной политике. Их идеи оказали огромное влияние на правителей, и многие даже тайно правили империей от имени правителей.
Помимо этих царственных женщин, пространство зенаны (женской части домашнего хозяйства) также было упущено из виду исследователями. Вместо этого гарем изображался как место исключительно чувственного наслаждения, где тысячи женщин, вступивших в брак, содержались в плену и вели уединенную жизнь в качестве сексуальных объектов в атмосфере ревности и разочарования. Заговоры о наследовании престола были безудержными. Однако истина несколько сложнее и удивительна чем-то другим.
Женский квартал был многокультурным пространством не только для супругов правителей. Она предназначалась для родственников, ищущих убежища в других королевствах, вдов важных генералов, португальских и английских слуг, женщин-солдат, выполняющих функции охранников, незамужних родственников, уважаемых бабушек и тетушек, принцесс и детей раджпутов, прислуги и торговок всех типов. Самые высокопоставленные женщины эпохи Великих Моголов наслаждались очень изысканной жизнью в роскоши, эстетике и особой консультативной власти.
Некоторые знатные женщины в императорском доме считаются такими же могущественными, как и их супруги, иногда демонстрируя более решающую роль в правительстве и выступая в качестве покровительниц искусств, науки и литературы. Эти королевские дамы часто осознавали свою власть и работали как грозные лоббистские группы.
Монета Великих Моголов Нур Джахан. Фото: member.worldhistory.org
Современные персидские источники в основном описывали придворные истории, связанные с несколькими насыщенными событиями в жизни императоров. Хотя эти записи упоминают женщин королевской семьи в определенных контекстах как часть более важного повествования, чёткие и подробные описания их жизни отсутствуют. Хотя в мемуарах Бабара и Джахангира упоминаются связанные с ними королевские женщины, подробности об этих дамах ещё предстоит найти.
Ниже приведены краткие биографии четырех ключевых женщин королевской семьи Великих Моголов. Это:
- Нур Джахан (ок. 1577-1645);
- Мумтаз Махал (1593-1631);
- Джаханара Бегум (1614-81);
- Рошанара Бегум (1617-71).
Нур Джахан
Самая влиятельная женщина во времена императора Великих Моголов Джахангира (1605-1627), Мехруннисса родилась в Кандагаре в семье персидского иммигранта Мирзы Гияса Байга (Итматуддаула) и Асмат Бегум. В 1607 году она работала в гареме после смерти своего мужа, Кули-хана. Джахангир впервые встретился с ней в 1611 году и был без ума от неё. Названная Нур Махал или "Светом дворца" после брака с императором, она была удостоена титула Нур Джахан ("Свет мира") пять лет спустя.
Портрет Нур Джахан. Фото: member.worldhistory.org
Королева Нур Джахан, умная и элегантная дама, стала очень активной в придворной политике, захватив власть через свою клику, известную как хунта Нур Джахан. Её имя было выгравировано на монетах, и Нур Джахан иногда давала аудиенции в своем дворце. Опытный стрелок и охотник на диких животных, Нур Джахан вникала в политические интриги. Она сыграла важную роль в том, что её отец и брат Асаф-хан стали высокопоставленными чиновниками при дворе. Ладли Бегум, её дочь от первого брака, была замужем за сыном Джахангира, Шахрияром, который стал кандидатом Нур Джахана на трон Великих Моголов. Принц Хуррам, будущий шах-Джахан (1627-1658), восстал против Джахангира, но восстание было подавлено.
Современные историки ставят под сомнение достоверность хунты Нур Джахана. Джахангир был активным и не пренебрегал делами государства. Большая часть предвзятого отношения к королеве была вызвана антифеминистской позицией современных историков. Последние дни Нур Джахана провела, наблюдая за мавзолеем своего отца в Агре. Культурная дама, она была законодателем моды в одежде, косметике и парфюмерии династии Великих моголов зенана.
Мумтаз Махал
Жена императора Шах-Джахана (р. 1628-1658), Мумтаз Махал (она же Мумтаз-и-Махал), была увековечена благодаря ее глубокой любви к своему мужу и источнику вдохновения для создания Тадж-Махала. Известная ранее как Арджуманд Бану Бегум, она родилась в апреле 1593 года в Агре в очень влиятельной персидской семье с большими связями. Её отец, Асаф-хан (ум. в 1641 году), был Мир Бакши (военным министром), а её дед Итимадуддаула был визирем (министром доходов) администрации Великих Моголов. Более того, сестрой Асаф-хана была знаменитая Нур Джахан (1577-1645). Леди исключительной красоты и грации, вокруг Арджуманд было сплетено много легенд. Принц Хуррам, будущий Шах-Джахан, был очарован ею на Мина-базаре (тип рынка для женщин Великих Моголов) в 1607 году. Арджуманд владела магазином стеклянных бус и шелка. Любовь с первого взгляда расцвела, и через пять лет оба поженились, как и подобает королевской свадьбе. Она получила максимум любви, заботы, привязанности и страсти от жен Шах-Джахана, которые наградили её титулом Мумтаз Махал Бегум ("Любимое украшение дворца"). Эту пару связывала интимная связь, длившаяся всю жизнь.
Тадж-Махал. Фото: member.worldhistory.org
Мумтаз Махал была непохожа на некоторых других королев средневековья и раннего нового времени, которые просто жили роскошной жизнью или предавались придворным интригам. Она много раз была спутницей Шаха Джахана в военных кампаниях. Мумтаз была опорой императора во времена скорби благодаря своей заботе, утешению и совету. Она была любимой женой, в то время как такие королевы, как Акбарабади Махал (ум. 1677), Кандагари Махал (р. 1594), Хасина Бегум Сахиба (1617), Манбхавати Сахиба (1626) и другие, имели формальные отношения с Шахом Джаханом. Он настолько доверял Мумтаз Махал, что ей была вручена Мур Уза (императорская печать).
У этой пары было семеро выживших детей из четырнадцати, многие из которых оставили свой след в истории Великих Моголов. Джаханара Бегум (1614-1681), одаренная и образованная женщина, была падишахом Бегум, императрицей принцесс, которая ухаживала за заключенным в тюрьму шахом Джаханом. Старший сын, Дара Сико (1615-1659), был любимцем императора и известным учёным. Мумтаз не пережила кровавую войну за престолонаследие между своими сыновьями: Дарой (1615-1659), Шуджей (1616-1660), Аурангзебом (1618-1707) и Мурадом (1624-1661). Мумтаз, по крайней мере, позаботилась об образовании своих детей. Её секретарь Сати-ун Нисса обучала королевских братьев и сестёр. Благочестивая и добрая женщина, Мумтаз помогала нуждающимся и обездоленным женщинам.
Сопровождая императора в военной кампании, беременная Мумтаз умерла 17 июня 1631 года, родив четырнадцатого ребенка, Гаухару Бегум (1631-1706). История гласит, что она загадала своё последнее желание - установить памятник как символ настоящей любви. Раскаявшийся Шах-Джахан сдержал своё обещание и приказал построить великолепный Тадж-Махал. Через шесть месяцев тело королевы было эксгумировано в саду Зайнабади, Бурханпур, где ему было предоставлено временное захоронение. Тадж-Тахрир в конце концов стал её мавзолеем. Гробница, символ вечной любви, является одним из "Семь чудес" современного мира и крупным туристическим направлением.
Джаханара Бегум. Фото: member.worldhistory.org
Джаханара Бегум
Джаханара Бегум была вторым и старшим из ныне живущих детей императора Шах-Джахана и Мумтаз Махал. После несчастной смерти Мумтаз в 1631 году 17-летняя Джаханара была прикреплена к королевской печати и получила титул Падшах Бегум (Первая леди) империи Великих Моголов. Однако у её отца было ещё три жены. Будучи любимой дочерью Шах-Джахана, она обладала ключевым политическим влиянием во время правления своего отца и часто была известна как “самая могущественная женщина в империи” в то время.
Она решительно поддерживала своего брата, Дара Шико, в качестве преемника своего отца. Она встала на сторону наследника Дары во время войны за престолонаследие после болезни Шах-Джахана в 1657 году. Она, наконец, присоединилась к своему отцу в форте Агра, где Аурангзеб поместил её отца под домашний арест. Будучи преданной дочерью, она заботилась о Шахе Джахане до самой его смерти в 1666 году. Позже она помирилась с Аурангзебом, который присвоил ей титул "Императрица принцесс" и заменил её младшую сестру Рошанару Бегум на посту первой леди. Она вновь занялась политикой, имела влияние в нескольких важных вопросах и обладала определёнными особыми привилегиями, которыми не могли пользоваться другие королевские женщины. Джаханара умерла старой девой во время правления Аурангзеба.
Гробница Рошанары Бегум. Фото: member.worldhistory.org
Рошанара Бегум
Третья дочь императора Шах-Джахана и его жены Мумтаз Махал, Рошанара Бегум, была яркой принцессой и талантливой поэтессой. Она поддерживала своего младшего брата Аурангзеба в войне за престолонаследие после болезни Шах-Джахана в 1657 году. Рошанара враждовала с Джаханарой, возмущаясь влиянием последней на Шах-Джахана. Когда Аурангзеб стал императором в 1658 году, она получила титул Падшах Бегум и стала "Первой леди Империи Великих Моголов".
Очаровательная, но забытая область в настоящее время получает должное внимание. Был выделен свежий взгляд на королевских женщин Великих Моголов с их социальным и культурным взаимодействием с внешним миром. Долгое время эти царственные женщины не были в центре внимания историков, но недавние исследования вывели их в основное русло изучения истории Великих Моголов и средневековой Южной Азии. Их роль в принятии политических и финансовых решений теперь признана.