На протяжении всей богатой и разнообразной истории Китая немногие эпохи соответствовали технологическим достижениям династии Мин. Период династии Мин, с 1368 по 1644 год, ознаменовался огромными изменениями в истории Китая, в том числе развитием всемирно известной Великой Китайской стены в том виде, в каком человечество её знает на сегодняшний день, строительством императорского правящего дома и Запретного города, а также путешествиями по Индийскому океану до Персидского залива и Индонезии.
Этот период китайской истории является синонимом исследований, строительства и искусства, и это лишь несколько ключевых событий эпохи Мин.
1. Великая Китайская стена: пограничная крепость династии Мин
Великая Китайская стена, признанная одним из семи чудес света, простирается в общей сложности на 21 000 километров от границы с Россией на север, до реки Тао на юг и почти по всей Границе Монголии с востока на запад.
Самые ранние фундаменты стены были заложены в 7 веке до нашей эры, а некоторые части были соединены Цинь Шихуанди, первым императором династии Цинь, правившим в 220-206 годах до нашей эры.
Однако большая часть Великой китайской стены, какой она известна на сегодняшний день, была построена в эпоху Мин. Во многом из-за неминуемой угрозы со стороны сильных монгольских войск (которой способствовало объединение монголов под предводительством Чингисхана в тринадцатом веке). Великая стена получила дальнейшее развитие и укрепилась вокруг китайско-монгольской границы.
К тому времени, когда император Хунъу взошёл на императорский трон в 1368 году в качестве первого императора династии Мин, он знал, что монголы будут представлять угрозу, поскольку только что изгнали из Китая возглавляемую монголами династию Юань. Он создал восемь внешних гарнизонов и внутреннюю линию фортов вокруг монгольской границы с целью сдерживания угрозы. Это ознаменовало первый этап строительства стены династии Мин.
Император Юнлэ (преемник императора Хунъу) установил больше оборонительных сооружений во время своего правления с 1402 по 1424 год. Он перенёс столицу из Нанкина на юге в Пекин на севере, чтобы более эффективно бороться с монгольской угрозой. Однако границы Империи Мин были изменены во время его правления, в результате чего все восемь гарнизонов его отца, кроме одного, остались нетронутыми.
В конце пятнадцатого века потребность в стене стала более очевидной, чем когда-либо, и с 1473 по 1474 год через границу была возведена стена длиной 1000 км. Это потребовало усилий 40 000 человек и стоило 1 000 000 серебряных таэлей. Однако это доказало свою ценность, когда в 1482 году большая группа монгольских налётчиков оказалась в ловушке за двойными линиями укреплений и была легко побеждена меньшими силами династии Мин.
В шестнадцатом веке военный генерал по имени Ци Цзигуан отремонтировал и восстановил повреждённые части стены и построил вдоль неё 1200 сторожевых башен. Даже к концу правления династии Мин стена всё ещё удерживала маньчжурских налётчиков с 1600 года и далее, а маньчжуры наконец прошли Великую стену только в 1644 году, после того, как существование династии Мин подошло к концу.
До сих пор считающаяся одним из самых узнаваемых и невероятных достижений на Земле, благодаря усилиям династии Мин Великая стена определённо заслуживает место в этом списке.
2. Путешествия Чжэн Хэ: из Китая в Африку и далее
Ключевой момент ранней династии Мин, путешествия Чжэн Хэ через «Западный» (Индийский) океан и за его пределы, позволили китайской культуре и торговле проникнуть в районы, в которых они никогда раньше не были.
Фото: thecollector.com
Чжэн Хэ родился в 1371 году в провинции Юньнань и вырос как мусульманин. Он был схвачен войсками Мин и помещён в дом будущего императора Юнлэ, где служил императору и сопровождал его в кампании. Он также был кастрирован и стал придворным евнухом.
Он получил хорошее образование, и когда император Юнлэ решил, что хочет исследовать Китай за его пределами, Чжэн Хэ был назначен адмиралом флота сокровищ.
Корабли Флота Сокровищ были просто огромными, намного больше, чем корабли, на которых плавали и
Васко да Гама, и
Христофор Колумб в конце пятнадцатого века. Целью путешествий за сокровищами династии Мин было наладить торговлю с мореходными островами и народами и познакомить их с китайской культурой.
Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий со своим Флотом Сокровищ. Первый рейс отошёл от китайских берегов в 1405 году, а последний вернулся в 1434 году. В ходе этих путешествий китайцы впервые открыли многие страны, в том числе современные страны Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии, Сомали, Кении и Саудовской Аравии. Некоторые из наиболее экзотических мест, которые Чжэн Хэ посетил во время своих путешествий, включали восточное побережье Африки, где ему был подарен жираф для императора, который удивительным образом пережил путешествие из Восточной Африки обратно в Китай и был представлен императору при дворе.
Новая торговля с Индией была ещё одним особенно важным достижением, и это даже было отмечено на каменной табличке, что подчёркивало положительные отношения Китая и Индии друг с другом. Товары, которые продавались, включали шёлк и керамику из Китая в обмен на специи, такие как мускатный орех и корица из Индии. Чжэн Хэ умер либо в 1433, либо в 1434 году, и, к сожалению, после его смерти на протяжении столетий не предпринималось никаких других крупных экспансионистских программ.
3. Запретный город: дом драконьего трона на протяжении 500 лет
Ещё одной ключевой особенностью династии Мин было строительство Запретного города, который был построен между 1406 и 1420 годами по указанию императора Юнлэ. Он продолжал служить домом китайских императоров и их домочадцев от императора Юнлэ до конца династии Цин в 1912 году, а также служил церемониальным и политическим центром китайского правительства на протяжении более 500 лет.
Строительство Запретного города началось в 1406 году, вскоре после того, как император Юнлэ перенёс столицу империи Мин из Нанкина в Пекин. Город строился в течение 14 лет, и для его завершения потребовалось 1 000 000 рабочих. Он был в основном построен из дерева и мрамора; древесина была получена из деревьев Фиби Женнан, найденных в джунглях юго-западного Китая, а мрамор был найден в крупных карьерах ближе к Пекину. Сучжоу предоставил «золотые кирпичи» для пола в главных залах; это были кирпичи, специально обожжённые для придания им золотистого оттенка.
Фото: thecollector.com
Сам Запретный город представляет собой огромное сооружение, состоящее из 980 зданий с 8886 комнатами и общей площадью 720 000 квадратных метров. ЮНЕСКО даже объявила Запретный город самым большим собранием сохранившихся деревянных построек в мире.
С 1925 года Запретный город находится под контролем Дворцового музея, а в 1987 году он был объявлен объектом Всемирного наследия. В 2018 году Запретному городу была присвоена оценочная рыночная стоимость в 70 миллиардов долларов США, что сделало его самым ценным дворцом и самой ценной недвижимостью в любой точке мира. В 2019 году его также посетили 19 миллионов человек, что сделало его самой посещаемой туристической достопримечательностью в мире.
Тот факт, что такое удивительное архитектурное сооружение было построено во времена династии Мин и до сих пор удерживает многочисленные мировые рекорды, говорит о том, насколько хорошо оно было спроектировано, особенно для того времени.
4. Лечебные работы Ли Шичжэня: травология, которая используется до сих пор
Если двигаться дальше от раннего периода Мин, то в шестнадцатом веке Ли Шичжэнь (1518–1593) составил самую большую и полную книгу по китайской медицине. Родившийся в семье врачей (его дед и отец были врачами), отец Ли поначалу поощрял его работать государственным служащим. Однако после того, как Ли трижды провалил вступительный экзамен, вместо этого он обратился к медицине. Когда он был практикующим врачом в возрасте 38 лет, он вылечил сына принца Чу и был приглашён туда стать врачом. Оттуда ему предложили роль помощника президента Императорского медицинского института в Пекине. Однако, проработав год или около того, он уехал, чтобы продолжить практику в качестве практикующего врача.
Тем не менее, именно во время работы в Императорском медицинском институте он смог получить доступ к редким и важным медицинским книгам. Прочитав их, Ли начал замечать ошибки и исправлять их.
Именно тогда он начал писать свою собственную книгу, которая впоследствии стала знаменитым Компендиумом Материи медики (известной как Бенцао Ганму на китайском языке).
На написание и публикацию этой работы ушло ещё 27 лет. Она была в основном посвящена традиционным китайским лекарствам и содержала 1892 статьи с подробной информацией о более чем 1800 традиционных китайских лекарствах, 11 000 рецептов и более 1000 иллюстраций к тексту. Кроме того, в работе описаны тип, вкус, природа, форма и применение для лечения заболеваний с использованием более 1000 различных трав.
Книга в конечном итоге завладела жизнью Ли, и сообщалось, что он провёл десять лет подряд в помещении, сочиняя её, редактируя, а затем переписывая отдельные части. В конце концов, это сильно сказалось на здоровье Ли, и он умер до того, как статья была опубликована. По сей день Компендиум по-прежнему является основным справочником по фитотерапии.
5. Фарфор династии Мин: самый востребованный китайский продукт династии Мин
Когда упоминается китайское искусство, первыми образами, которые приходят на ум, обычно являются потрясающие изображения лошадей или потрясающие иллюстрации карпа кои, плавающего в сверкающих голубых водах, в окружении водяных лилий и зелени, которая, кажется, простирается на бесконечное расстояние. Ещё один предмет, который приходит на ум, — фарфор. Вышеупомянутые рисунки из Минского Китая часто встречаются на фарфоре с традиционным сине-белым узором.
Именно из-за династии Мин фарфор стал существительным для стиля керамики, пришедшего из Китая.
Благодаря экономическим успехам пятнадцатого века во всём мире и в Китае фарфор Мин стал очень востребован как дома, так и за рубежом. Он был изготовлен из смеси глины и других минералов, обожжённой при чрезвычайно высоких температурах (обычно от 1300 до 1400 градусов по Цельсию) для достижения своей характерной чистой белизны и прозрачности. Синий цвет был получен из оксида кобальта, добываемого в Центральной Азии (в частности, в Иране), который затем наносился на керамику для изображения сцен, начиная от китайской истории и заканчивая мифологией и легендами Дальнего Востока.
Минский фарфор по-прежнему высоко ценится сегодня, и оригинал этого искусства может стоить небольшое состояние.