Из опыта мало изученного и в то же время любимого зрителями вида художественной деятельности, как цирк.
Только при непосредственном контакте со зрителем рождается искусство клоунады. Может быть, потому о трудном искусстве клоуна так мало написано, что оно существует лишь в процессе восприятия публикой.
Клоунада строится на множестве неоднократно проверенных классических трюков; цель репризы - вызвать у зрителя смех.
Интересно, что почти в каждой репризе есть актёр, исполняющий роль зрителя. Этот актёр называется "подсадкой". Он выходит на сцену, участвуя в действии в качестве «непосвящённого».
Ход репризы рассчитан на то, что зритель ни в коем случае не должен обнаружить этот обман. Простейшие классические репризы имеют успех только в том случае, если клоун чувствует настроение зрителя и пытается вызвать у него смех. Народный артист СССР Никулин Ю. В. (1921-1997) рассказывал о попытке выступить с клоунадой «Полёт на Луну» с участием знаменитого Карандаша (Румянцев М. Н., 1901-1983) на сцене Центрального Дома работников искусств в Москве. Сюжет клоунады сам по себе элементарно прост. Один клоун заставляет двух других соревноваться в ловкости. Кто быстрее перелезет с ведром воды в руках через высокую стремянку, тот получает торт.
Этот смешной номер, где артисты обливаются водой под громкий хохот зрителей, много лет шёл на арене Московского цирка.
Перенесённый в новую обстановку, номер провалился. Сцена не была приспособлена для циркового номера - не возникало пространственной, а вместе с тем и психологической дистанции между актёром и зрителем. Публика, настроенная на восприятие традиционного концерта, не смеялась, и актёры, не слыша привычного смеха, растерялись. Клоунада стала грубой, бессмысленной, облитые водой артисты вызывали жалость. Почему это произошло? Была нарушена «обратная связь» актёров и публики. Приведённый пример показывает неразрывность процессов создания и восприятия произведения искусства.