Имир - первобытный великан, тесно связанный с мифом о сотворении мира и начале мира в скандинавской мифологии. Существо, возникшее в результате драматической встречи льда и огня, его кормила космическая корова, а части его тела служили строительными блоками Вселенной.
Он способен самостоятельно производить потомство, одним из его потомков является мать Одина. Однако Один и его братья в конечном итоге убьют его, и они сформируют всё, что существует, из его тела. Его рассеянные мозги станут облаками, а границы известного мира будут окружены его бровями.
Сотворение мира
Скандинавский миф о сотворении мира подробно изложен Снорри Стурлусоном, исландским ученым и законоучителем (человеком, читающим законы на собрании), который в XIII веке н.э. попытался пересказать эти мифы в тексте под названием "Гильфагининг" ("Обман Гильфи"), являющемся частью более крупной книги "Прозаическая Эдда». Он был вдохновлен текстами Старшей или Поэтической Эдды, сборника стихотворений, написанных в том же веке, но, как полагают, намного старше, исходя из его языка и содержания.
Таким образом, мы должны отнестись к словам Снорри с серьезной долей скептицизма, потому что действительно трудно сказать, какой вклад он внёс в древнескандинавский миф.
История в Гильфагининге рассказывает о Гильфи, легендарном короле Швеции, который отправляется в Асгард, царство богов, чтобы задать им вопросы, чтобы выяснить, используют ли они магию для исполнения своей воли. Гильфи обманывают, заставляя поверить, что он разговаривает с богами, и дворец, в который он прибывает, реален, но, в конце концов, он находит ответы на острые космологические вопросы.
В начале Снорри цитирует первый текст Поэтической эдды "Волюспа" (древнескандинавское VоLuspa), где говорится, что не было ничего, кроме гигантской пустоты, вероятно, заполненной каким-то магическим потенциалом. До образования нашего мира существовал ледяной туманный мир под названием Нифльхейм, с колодцем, из которого вытекало одиннадцать рек. Другой мир был элементарной противоположностью, Муспелл, адски горячий. Не очень ясно, что происходит дальше, вероятно, было несколько версий мифа, объединенных в одну, что может объяснить сложность. Основная идея, по-видимому, заключается в том, что реки Нифльхейма замерзли, и лёд скопился в пустоте, где иней встретился с тепловыми волнами от Муспелла. В результате таяния капли собрались вместе, чтобы сформировать существо, Имира или Аугельмира, предка семей гигантов. Выдумал Снорри это или нет, но это определённо красочная история: пот Имира породил мужчину и женщину, а его ноги также зачали ребенка.
Имир был не единственным, образованным расплавленным льдом Нифльхейма. Иней также принимал форму коровы Аудумлы (Аудумблы), которая кормила Имира. Очевидно, у коровы была особая диета, она слизывала солёные глыбы инея. В результате она также создала существо из инея, человека по имени Бури, у которого, в свою очередь, был сын по имени Борр. Борр женился на великанше Бестле, и их детьми были боги Один, Вили и Ве. О последних двух мало что известно, но первый поднялся до самого высокого места в божественном мире, которому поклоняются все и который ассоциируется со множеством атрибутов: лидерство, мудрость, коварство, колдовство, прагматизм, сила.
Наконец, божественное трио совершило убийство, которое станет основой всего, что нас окружает. Они убили Имира великана, и пролилось и потекло столько крови, что остальные великаны, кроме одной семьи, утонули в ней. Теперь три бога могли построить землю. Как рассказывает Снорри:
Они взяли Имира и перенесли его в середину Гиннунгагапа [пустоты], и из него создали землю, из его крови - море и озера. Земля была сделана из плоти и камней, из костей, камней и осыпей, которые они сделали из зубов, коренных зубов и сломанных костей.
Как вы могли догадаться, его кровь стала морем, которое в скандинавской мифологии окружало землю, поэтому его невозможно было пересечь. Его череп стал небом, и он был закреплен четырьмя точками, точнее карликами: Аустри (восток), Вестри (запад), Нордри (север), Судри (юг).
Затем боги взяли искры, беспорядочно летящие из Муспелла, и бросили их в небо, чтобы осветить землю: звезды. Они также установили свои курсы. После этого описания Ганглери - имя, используемое Гильфи, королем, который задает все эти вопросы о богах, Вселенной и так далее, - выражает своё изумление всей этой информацией и хочет узнать больше. Ему рассказывают, что земля круглая, вокруг неё море, а на берегах живут расы великанов. На внутренней стороне земли боги построили укрепление, чтобы защитить миры от агрессивных гигантов, и для этого они использовали еще одну часть Имира; его ресницы. Они называют укрепление Мидгард (Migarr).
Другие источники
Снорри взял элементы из двух других стихотворений Поэтической Эдды, а именно "Вафруднисмаль" и "Гримнисмаль", в которых также говорится о том, что море, земля и небо сделаны из частей Имира. Оба стихотворения пытаются быть энциклопедическими, содержат много имен и фактов. Первое стихотворение задумано как состязательный диалог между Одином и великаном Вафтрудниром, чтобы выяснить, кто мудрее. Отвечая на вопрос о происхождении земли и небес, великан упоминает в строфе 21, что мир возник из плоти Имира. Позже, в строфе 28, он также рассказывает, что старейшим из рода Имира был Бергельмир, тот, кто спасся на лодке после кровавой бойни, вызванной жертвоприношением Имира. Некоторые интерпретировали это как влияние библейской истории о потопе.
Эдда в прозе. Фото: member.worldhistory.org
Другой упомянутый здесь персонаж, Аургельмир, вероятно, является другим именем Имира, потому что, когда Один спрашивает о происхождении Аургельмира, Вафтруднир отвечает той же историей о ядовитых замерзших водах, а затем о том, как он произвел детей из подмышки и ног. Последнее стихотворение, Grimnismal, вращается вокруг Одина, которого по ошибке пытает король, который не знает, кто он. По этому случаю он делится знаниями с сыном короля, Агнаром. Строфы 40 и 41 содержат историю сотворения мира, в которой подчеркивается Мидгард, созданный для манна сунум ("сыны человеческие").
Культурные параллели
Имир, существо, одновременно являющееся матерью и отцом, другими словами, гермафродит, имеет аналогов в некоторых иранских и индийских историях. Например, в зорванизме бог Зорван родил близнецов Ахура Мазду и Ангра Майнью (также известного как
Ариман), которые создали всё светлое и всё тёмное соответственно. В Ригведе, священном тексте древней Индии, у нас есть история о Пуруше, изначальном существе, принесенном в жертву и разделенном на части для создания социальных классов, луны, солнца, небес и важных божеств Индры и Агни. Более того, термин Имир может иметь соответствие в индоиранском Яма, что означает "близнец".
По словам Майкла Витцеля, существует также ряд подобных примеров из мифологий Южной Азии. Одним из таких персонажей является Пангу, первобытный гигант, который вырвался из космического яйца и начал формировать землю, небеса, долины, реки, но чья работа так и не была завершена, пока он не умер.
Из его черепа был сформирован купол неба, а из его плоти была сформирована почва полей, из его костей произошли камни, из его крови реки и моря, из его волос вся растительность. Его дыхание было ветром, его голос производил гром, его правый глаз стал луной, его левый глаз - солнцем. из его слюны или пота шёл дождь. И из паразитов, которые покрывали его тело, произошло человечество.
По крайней мере, частично похожие истории происходят из Полинезии, Японии, Афганистана или Кашмира.
Бог маори Тангароа открывает свою раковину и строит из неё вселенную. В Кашмире убит гигантский демон Ракшаса, и из его останков на реке построена насыпь с использованием его ноги и колена. Однако мы должны учитывать, что различные традиции этих историй разделены как пространством, так и временем, и мифы напрямую не связаны.
Имир создал не только гигантов, но и богов, поскольку мать Одина была великаншей. Более того, история Имира напоминает нам о сильной связи между идеей пожертвовать чем-то или кем-то и через эту жертву создать вселенную. Таким образом, судя по его роли, Имир, по-видимому, является одним из основных персонажей мифа.