Обсидиан - это темное вулканическое стекло, которое обеспечивает самую острую режущую кромку, доступную в природе. Древние культуры Мезоамерики высоко ценили свойства обсидиана, и он широко продавался по всему региону. Обсидиан использовался для изготовления инструментов, оружия, а после полировки - для зеркал и в качестве декоративной инкрустации во всем, от украшений до ритуальных масок.
Свойства и торговля
Обсидиан (химическое название: диоксид кремния) - это разновидность вулканического стекла, образующегося, когда горячая лава остывает и затвердевает так быстро, что кристаллы не успевают образоваться в нем. Изготовленный из различных химических соединений, обсидиан в основном состоит из кремнезема. Обсидиан обычно чёрного цвета, но может иметь различные оттенки, такие как иссиня-черный, павлин, красное дерево и даже гораздо более светлые, зеленоватые. Эти цветовые вариации вызваны присутствием минералов, таких как гематит или мельчайшие пузырьки газа. Он также может иметь белые вкрапления кристобалита (снежинки обсидиана).
Несмотря на редкость сырья, обработанные куски обсидиана высоко ценились во всех мезоамериканских культурах от ольмеков до ацтеков, и поэтому это был один из самых ранних и наиболее часто продаваемых товаров.
Его особенно ценили за сверхострый режущий край, который может обеспечить тщательно обработанный обсидиан, такой же острый, как любое современное лезвие бритвы (действительно, некоторые хирургические процедуры сегодня предполагают использование скальпелей с обсидиановыми краями). Обсидиан легко отщепляется, если ударить по нему более твердым камнем, чтобы удалить чешуйки вдоль раковинных трещин (которые выглядят как раковины). Его использование в оружии и различных инструментах привело историка М. Э. Миллера к описанию обсидиана как "стали" Нового Света". Материал также ценился за гладкую текстуру и необычный темный стекловидный блеск при полировке, который древние мезоамериканцы обычно достигали с помощью абразивного песка.
Как и в случае с другими востребованными материалами, такими как нефрит и бирюза в Мезоамерике, наиболее высоко ценились более необычные разновидности обсидиана. Редкий оливково-зеленый вид обсидиана был получен из шахт Сьерра-де-лас-Навахас в Пачуке, а близлежащий Тула (он же Толлан) стал крупным торговым центром обсидиана. Тула была столицей
цивилизации тольтеков, которая процветала в центральной Мексике между X и серединой XII веков. Количество мастерских по изготовлению обсидиана в Туле привело к тому, что историки подсчитали, что около 40% от общей численности населения Тулы в 30-40 000 человек занимались обработкой обсидиана для нужд города и для торговли.
Необработанные обсидиановые блоки, Гватемала. Фото: member.worldhistory.org
Тем не менее, мезоамериканская торговля обсидианом началась намного раньше, чем у тольтеков, с доказательствами того, что он был обменен во втором тысячелетии до нашей эры в период, который часто называют ранним формированием. Основные месторождения мезоамериканского обсидиана, помимо пачуки, происходили из высокогорья Халиско (западная центральная Мексика) и высокогорья Гватемалы (Эль-Чаял и Сан-Луис-Хильотепеке). Из этих высокогорных месторождений обсидиан транспортировался на каноэ по водным путям в более широкий регион. Торговля не всегда осуществлялась городами-государствами или элитами, ремесленники сами иногда организовывали закупки необработанного обсидиана, как это можно увидеть в таких местах, как Хочикалько, который процветал между 700 и около 900 гг. н.э. С другой стороны, мы знаем, что на некоторых современных объектах в западной Мексике (долины Текила) украшения из обсидиана контролировались правящей элитой, а на соседних объектах в Тараске производство обсидиановых лезвий контролировалось государством. Очевидно, что существовало разделение в ценности и контроле между необработанным обсидианом и готовыми изделиями, связанными с властью, такими как элитные украшения и оружие.
Использование
Обсидиан часто обрабатывался из необработанного куска в многогранную конусообразную форму, от которой можно было легко отколоть несколько лезвий или осколков. Как передовая технология, обсидиан не имел себе равных, но у него есть фатальный недостаток - его легко разбить. Теотиуакан в центральной Мексике был в расцвете с 375 по 500 год н.э., и там обработанные обсидиановые лезвия использовались для различных видов оружия и инструментов, как здесь объяснил историк Д. М. Карбальо:
Солдаты Теотиуакана были вооружены дротиками с обсидиановыми наконечниками, короткими копьями, метаемыми с помощью атлатля или копьеметалки, обсидиановыми ножами и деревянными дубинками. В пределах города некоторые мастерские по изготовлению обсидиана располагались в жилых комплексах, где изготавливались в основном утилитарные инструменты, в то время как по крайней мере одна мастерская находилась недалеко от Лунной пирамиды и специализировалась на производстве оружия (наконечников для дротиков и ножей), а также церемониальных предметов, которые хранились в качестве священных подношений и экспортировались в качестве сувениров. Домашние мастерские, по-видимому, были организованы как самостоятельная торговля, осуществляемая большими семьями, но мастерская участка Лунной пирамиды контролировалась государственными чиновниками, а готовое оружие могло храниться в государственных арсеналах.
Мезоамериканский обсидиановый клинок. Фото: member.worldhistory.org
В Теотиуакане были раскопаны чучела людей и животных, особенно змей, из обсидиана. Скульптуры и рельефные изображения божеств в Теотиуакане часто инкрустировались обсидианом, обычно предназначенным для таких деталей, как глаза, грудь и украшения. Чёрный и обсидиан ассоциировались с ночью, смертью и подземным миром, отсюда и использование обсидиана для элементов погребальных предметов. Примером может служить обсидиановая крышка впечатляющей урны из травертина, содержащей кремированные останки одного мужчины, которая была обнаружена у основания Темпло Майор в Теночтитлане (ныне Мехико). Возможно, останки принадлежали правителю ацтеков, последней великой цивилизации Мезоамерики.
Как полудрагоценный материал, полированный обсидиан использовался в украшениях элиты мезоамериканского общества.
В качестве бусин или украшений его носили в виде ожерелий, браслетов, колец для пальцев, затычек для ушей, пирсинга губ, а также в качестве элемента более крупных украшений, таких как пояса, нагрудные и головные уборы.
Тульские ремесленники, о мастерстве которых поздние ацтеки ходили легенды, умудрялись изготавливать украшения из обсидиана толщиной с пластину, которые часто облицовывались более драгоценным материалом, таким как золото или бирюза.
Ацтеки, как и все жившие до них в регионе, использовали обсидиан (который они называли ицтли) для изготовления такого оружия, как лезвия ножей, наконечники стрел, лезвия копий, наконечники дротиков и топоров. Одним из видов оружия ацтеков была комбинация меча и дубинки, известная как макуауитль. По форме похожий на длинную деревянную лопатку, обработанные лезвия из обсидиана были вставлены с обеих сторон по всей длине. Обсидиановые клинки, должно быть, наносили ужасные повреждения, и неудивительно, что мезоамериканские воины стремились защитить себя. Использовались круглые щиты из дерева или тростника, укрепленные кожей (чималли), а иногда и кожаные шлемы. Бронежилеты (ичкауипилли) также носили и делали из стеганого хлопка, который вымачивали в соленой воде, чтобы сделать одежду более жесткой и устойчивой к ударам противника. Эта броня была настолько эффективной, что даже испанские конкистадоры использовали её в столкновениях с вооруженными обсидианом армиями коренных народов.
Мезоамериканский обсидиан, золотой и бирюзовый лабрет. Фото: member.worldhistory.org
Священные ассоциации
Когда обсидиан был хорошо отполирован, он использовался для создания зеркал на протяжении всей истории Мезоамерики, хотя использовались и другие материалы, такие как полированный пирит. Им часто придавали деревянные рамки или внешний край из экзотических перьев и прокалывали одно отверстие, чтобы через них можно было пропустить шнур. Зеркала были не просто предметами для проверки своего отражения, но вызывали особые ассоциации. Ацтеки и Бог тольтеков Тецкатлипока считался олицетворением полированного обсидианового зеркала, действительно, его имя на языке науатль означает "Дымящееся зеркало" (отражающие свойства дымящего огня часто приравнивались к свойствам зеркала). Тецкатлипока был богом-творцом и носителем добра и зла. Поскольку он представлял двойственность изменений через конфликт, зеркало было для него вполне подходящей эмблемой с его реальной и отраженной поверхностью. Точно так же всевидящая вездесущность бога была хорошо представлена всевидящим, ищущим истину зеркалом. Считалось, что бог рассматривал человечество только как отражение в своем зеркале, напоминая о смертности последнего. Считалось, что бог мог использовать своё двустороннее зеркало не только для предсказания будущего, но и для "раскрытия истинной природы вещей, включая душу".
Интересно отметить, что образцы сохранившихся зеркал из обсидиана часто полировались с обеих сторон, возможно, в подражание особому зеркалу Тецкатлипоки.
Изображения Тецкатлипоки в искусстве часто изображают бога с обсидиановым зеркалом на затылке или с одним на каждом из его висков, а иногда с другим вместо одной из его ног.
Божество майя на обсидиановой чешуйке. Фото: member.worldhistory.org
Обсидиановые инструменты играли важную роль в некоторых общемезоамериканских ритуалах, таких как кровопускание. Форма умеренного самопожертвования, кровопускание было имитацией жертвы, которую принесли боги, чтобы создать человечество. Инструменты для кровопускания из обсидиана часто хоронили в гробницах рядом с умершими, как мужчинами, так и женщинами.
Обсидиан встречается в системах письма. Например, город Ицтейокан был представлен комбинацией дороги, камня и клинка из черного обсидиана. Кусочки обсидиана также использовались в качестве материала для написания или вырезания богов, символов и узоров. На нескольких фрагментах, извлеченных из-под стелы в Майя-Тикаль в Гватемале, были вырезаны изображения конкретных богов. Захоронение вырезанных кусочков обсидиана под стелами характерно не только для Тикаля, это была практика, распространенная по всей центральной территории майя.
Майя какчикель общались со священным камнем обсидианом, который, возможно, считался оракулом, который они называли Чай Аба. Историк М. Миллер предполагает, что Чай Аба вполне мог быть полированным зеркалом. Шаманы также использовали зеркала – либо в форме чаш с водой, либо из полированного материала, такого как обсидиан, – чтобы видеть прошлое и будущее и общаться с мёртвыми. Во многих культурах Мезоамерики верили, что зеркало – потому что в него можно смотреть, но не через него – каким-то образом является точкой доступа в другой, духовный мир. Точно так же, как боги смотрели на человечество через отражение в зеркале, так и одарённые люди, и особенно общественные лидеры, могли видеть отражение богов в зеркале и таким образом получать подсказки о том, что они планировали на будущее.
Мезоамериканское обсидиановое зеркало. Фото: member.worldhistory.org
Способность обсидианового зеркала предсказывать будущее является частью легенды, связанной с последним настоящим правителем ацтеков Мотекузомой II (он же Монтесума 1502-1520 гг.). Однажды местные рыбаки наткнулись на необычную птицу, похожую на журавля, но с зеркалом на голове. Странность была должным образом представлена Мотекузоме, и когда он посмотрел в зеркало, он был удивлен, увидев на мгновение звездное ночное небо, а затем нескольких воинов верхом на оленях. Мы не можем знать, представляли ли эти воины испанских конкистадоров верхом на лошадях (животное, тогда неизвестное жителям Мезоамерики) или какое-то другое будущее событие, или это видение вообще произошло или является примером истории, написанной после события, но оно, по крайней мере, раскрывает силы, которые мезоамериканцы были готовы дать полированному обсидиану. Зеркала, обсидиановые или другие, считались настолько ценными и значимыми предметами, что их носили как своего рода украшения или символ статуса, особенно правители, и это может объяснить, почему рыбаки так стремились подарить Мотекузоме свою "зеркальную птицу".
Похоже, что привлекательность обработанного обсидиана пересекала культуры и привлекала иностранных правителей, поскольку, как говорили, Филипп II Испанский (1556-1598) владел несколькими зеркалами из обсидиана мезоамериканского производства. Испанским священникам в Новой Испании (так стал называться регион) было трудно искоренить почитание обсидиановых зеркал, что, возможно, объясняет, почему они терпели частое добавление обращенными мексиканцами обсидиановых зеркал к крестам в предсердиях в колониальных церквях и вокруг них, некоторые из которых всё ещё стоят сегодня со своими обсидиановыми зеркалами.