Династия Гупта (IV - VI века) на севере Центральной Индии увидела первые специально построенные индуистские (а также буддийские) храмы, которые развились из более ранней традиции высеченных в скале святынь. Украшенные башнями и искусной резьбой, эти храмы часто посвящались всем индуистским богам. Архитектура Гупта очень разнообразна по стилю, дизайну и особенностям.
Разнообразие зданий Гупта показывает, что индуистская храмовая архитектура находилась на стадии становления и ещё не достигла стандартизированной ситуации последующих веков.
Тем не менее, влияние зданий эпохи Гупта на более позднюю индийскую храмовую архитектуру неоспоримо и продолжалось вплоть до средневекового периода. К сожалению, из большого количества построенных храмов Гупта сохранились относительно немногие.
Святилища пещеры Гупта
Самыми ранними примерами религиозной архитектуры были пещерные храмы, которые обычно имели фасады, украшенные рельефной скульптурой, и единственный резной дверной проем. Внутри святилища были размещены ритуальные скульптуры, такие как Шива линга (фаллос), а стены были богато украшены резьбой, изображающей сцены из мифологии. Известные примеры можно найти в Удаягири в штате Мадхья-Прадеш, где на одной пещере установлена дата 401 года н.э.
Здесь, в одном святилище, находится один из лучших образцов искусства гупта, знаменитый рельеф, изображающий Вишну в его воплощении в виде Варахи с головой кабана.
Размеры панно составляют 7 х 4 метра, а центральная фигура, вырезанная почти по кругу, выходит из космических вод, победив змееподобного монстра и спасая богиню Бхудеви (Землю). Эта сцена, известный индуистский миф, также может быть аллегорической отсылкой к миру и защите, которые предлагали короли гупта.
Вишну в образе Варахи, пещеры Удаягири. Фото: member.worldhistory.org
Наконец, следует упомянуть пещеры Аджанта, ряд из 29 вырубленных в скале пещер, следующих за ущельем русла реки Вагора на северо-западе Декана. Они датируются II веком до н.э. - VII веком н.э. И содержат одни из самых ранних и лучших образцов индийской настенной живописи. Предметом в основном являются сцены из жизни Будды. Пещера 1 содержит святилище с колоннами в типичном стиле гупта с плоскими капителями колонн, увенчанными подушками. Пещера 19 была построена в V веке н.э. и имеет фасад чайтьи (святилища) в стиле гупта с крыльцом с колоннами и большим, почти полукруглым отверстием наверху. Весь фасад покрыт богатой резьбой и рельефными панелями, изображающими сцены из буддийских преданий.
Пещера 19, Аджанта, Декан. Фото: member.worldhistory.org
Храмы Гупта: материалы и особенности
Недовольные пещерами, гупты были первой династией, построившей постоянные отдельно стоящие индуистские храмы, и таким образом они положили начало давней традиции индийской храмовой архитектуры. Обычно к священной реликвии или статуе, представляющей определенного бога, которая размещалась в относительно небольшом архитектурном пространстве без окон (гарбхагриха). Верующие также обходили храм в ритуальном акте поклонения.
В архитектуре Гупта площадь считалась самой совершенной формой, а храмы были спроектированы так, чтобы их можно было оценить со всех сторон.
Эти сложные здания дополнительно украшены множеством декоративных лепных украшений и скульптур, установленных в нишах. В архитектуре Гупта площадь считалась самой совершенной формой, и храмы были спроектированы так, чтобы их можно было оценить со всех сторон, чтобы каждый нёс декоративные архитектурные особенности. Дворец (прасад) позволял священникам делать подношения богам, а отдельные люди могли также предлагать молитвы, цветы и еду (пуджа), обычно к священной реликвии или статуе, представляющей определенного бога, которая размещалась в относительно небольшом архитектурном пространстве без окон (гарбхагриха). Верующие также обходили храм в ритуальном акте поклонения.
Стиль Гупта находился под влиянием Кусаны, Матхуры и Гандхары и заимствовал общие черты Т-образных дверных проемов, украшенных дверных косяков, скульптурных панелей с рельефными фигурами, а также мотивов лаврового венка и аканта. Построенные с использованием песчаника, гранита и кирпича, храмы эпохи Гупта добавили к этому архитектурному наследию подковообразные арки гавакша и характерные изогнутые башни шикхара, которые часто увенчаны орнаментом в виде ребристого диска, известного как амалака. Эти сложные здания дополнительно украшены множеством декоративных лепных украшений и скульптур, установленных в нишах. В архитектуре Гупта площадь считалась самой совершенной формой, и храмы были спроектированы так, чтобы их можно было оценить со всех сторон, чтобы каждый нёс декоративные архитектурные особенности.
Большинство храмов также имеют квадратную планировку с единственной кабинкой гарбхагриха в центре. Обычно сюда ведёт короткое крыльцо с колоннами, расположенное над единственным, богато украшенным дверным проемом с выступающей перемычкой. Колонны могут поддерживать капитель из горшков и листвы, а крыши, как правило, были плоскими, как в сохранившихся примерах в Тигаве и Санчи в Мадхья-Прадеше. Другие типичные декоративные элементы гупта включают треугольные мотивы внутри дверных проемов и головы львов на концах каменных балок.
Панно Вишну Анантасаяны, храм Дашаватара, Деогарх. Фото: member.worldhistory.org
Трудно определить, все ли храмы имели второй этаж, из-за их часто практически разрешенного состояния. Храм Парвати конца V века н.э. в Нахна-Кутхаре примечателен своим сохранившимся святилищем на втором этаже. С VI века н.э. храмы гупта строились на платформе (джагати), и хорошим примером является храм Дашаватара в Деогархе в штате Мадхья-Прадеш. В Деогархе платформу окружали рельефы, изображающие сцены из эпической поэмы Рамаяны. В центреджагати был главным святилищем, в котором не было окон, и к нему со всех четырех сторон вела лестница. Четыре меньших святилища стоят в каждом углу комплекса.
Типичные для того периода в целом храмы Гупта были посвящены большому количеству индуистских богов, а не одному божеству. Соответственно, архитектурная скульптура представляет широкий спектр богов в сценах из индуистской мифологии.
Дверь в квадратную башню святилища храма Дашаватара является прекрасным примером и украшена скульптурами Вишну, Брахмы, Индры, Ганги и Ямуны, а также слуг и пар митхуна. В храме также находится одно из самых известных скульптурных панно древней Индии - панно Вишну Анантасаяны. Сцена содержит множество богов, но доминирует спящий Вишну, который покоится на многоглавом змее Ананте и плывет по водам забвения, в то время как из его пупка прорастает лист лотоса, на котором сидит Брахма, бог творения.
Бхитаргаон. Фото: member.worldhistory.org
Бхитаргаон
Храм в Бхитаргаоне в штате Уттар-Прадеш является одним из наиболее полных сохранившихся храмов Гупта. Это редкий ранний пример индуистского храма, построенного полностью из кирпича, датируемого концом V века нашей эры. Несмотря на повреждения в верхней части, четырехсторонняя и изогнутая башня шикхара храма сохранила ниши гавакша и неглубокие пилястры, которые уменьшаются в размерах по мере подъема башни на вершину. Они и украшенные капители создают рамы, в которые когда-то были вставлены терракотовые панели.
Немногие панели сохранились нетронутыми, но примеры из других мест показывают, что когда-то на них были изображены живые сцены из мифологии, в частности фигуры речных богинь. Панели, всё ещё находящиеся в своем первоначальном положении на верхних ярусах башни, отображают гротескные лица, напоминающие горгулий европейских готических соборов.