Эвелин де Морган была интеллектуалкой и художницей, принадлежавшей ко второй половине движения прерафаэлитов. На её работы большое влияние оказала
греческая мифология и образ женщины.
В творчестве движения прерафаэлитов преобладали мужчины, что, скорее всего, можно объяснить ограничениями, налагаемыми на свободы женщин в то время.
Эвелин де Морган бросила вызов ограничениям своего пола, и её работы были настолько успешными, что ей удалось обеспечить себе достаточный доход. Это было необычно и почти неслыханно в то время.
Произведения Эвелин де Морган подрывали культурные идеалы и способствовали изображению женщин в искусстве другими женщинами с конца 1800-х до начала 1900-х годов. Морган находилась под влиянием очарования греческой и римской мифологии, которую многие художники находили увлекательной, особенно художники-прерафаэлиты. Через свои работы ей удалось критиковать общество, передать феминистские идеалы и выразить себя.
Эвелин де Морган и движение прерафаэлитов
Движение прерафаэлитов было культурным интересом и возвращением к оценке периода Возрождения и искусства, созданного в то время. Художники пытались возродить стиль этих мастеров эпохи Возрождения. Это означало, что они вернулись к реалистичному изображению людей, сосредоточившись на красоте жизни, природы и человечества.
Эвелин де Морган родилась в 1855 году в разгар влияния прерафаэлитов. Её образование проходило дома, и благодаря ему она познакомилась с классикой и мифологией. Несмотря на неодобрение матери, отец поддержал Эвелин в осуществлении её мечты стать художницей. Он финансировал поездки для того, чтобы она больше узнала об искусстве, и поэтому ей очень повезло в этом отношении. Она училась в Школе искусств Слэйда, и была как одной из первых учениц.
Фото: thecollector.com
Эвелин во многих случаях демонстрировала свою независимость и честолюбие. Историки могут поделиться несколькими событиями: Эвелин отказалась от помощи, которая ожидалась от её пола, в том, чтобы каждый день нести все свои холсты и краски в класс. Она решительно ходила в класс и обратно, неся эти предметы сама. Ещё одним способом, которым Эвелин выразила свои амбиции, было уклонение от предубеждений: она перестала использовать своё имя «Мэри» и вместо этого использовала «Эвелин», своё второе имя, потому что «Эвелин» было признано как имя, используемое как для мальчиков, так и для девочек. Таким образом, она избежала несправедливой оценки своей работы на основе гендерных ожиданий после подачи.
Навыки Эвелин продолжали расти и процветать, так что она стала одной из очень немногих женщин, которые могли обеспечить себя финансово. Вот некоторые из её самых знаменитых работ.
Дриада в исполнении Эвелин де Морган
Это изображение дриады, женского духа дерева в греческой мифологии. Дриады, также известные как древесные нимфы, обычно привязаны к своему источнику жизни, в данном случае женщина привязана к дереву. Как видно на картине, её ступня погружена в кору.
Иногда дриады могли оторваться от своего естественного источника, но не могли забрести слишком далеко. В других случаях дриады вообще не могли отделиться от своего источника. «Дрис» в переводе с древнегреческого означает «дуб», откуда и происходит термин «дриада».
Эвелин подчёркивает своё знание классического мира этой картиной дуба. У её ног – ирис, который относится к
богине радуги Ирис, чей свет и дождь питают дерево.
Фото: thecollector.com
Дриад часто характеризовали как молодых женщин с ликующими душами и глубокой любовью к своему естественному окружению. Их жизнь считалась священной, и боги греческого пантеона яростно защищали их. Уничтожение дерева дриады влечёт за собой немедленное наказание. В греческой мифологии было много романтизма, связанного с дриадами или нимфами. Они часто были любовными интересами и танцевальными партнёрами богов, а именно
Аполлона,
Дионисия и Пана. Греческая мифология полна намёков на игривых духов сатиров (полулюдей, полукозлов), преследующих или танцующих с этими духами природы.
Ариадна в Наксосе
Сюжетом этой картины Эвелин выбрала противоречивый
миф об Ариадне и Тесее. В этом мифе принцесса Крита
Ариадна помогла греческому герою Тесею сбежать из минойского лабиринта, который был домом кровожадного Минотавра. Тесей пообещал жениться на Ариадне, и они вместе сбежали. Ариадна бросила свой дом ради Тесея, но в конце концов он показал своё истинное лицо…
Отдыхая на острове Наксос по пути домой в Афины, Тесей покинул Ариадну. Он уплыл под покровом ночи, и когда Ариадна проснулась, её сердце было разбито его предательством.
Эвелин изображает Ариадну в меланхолическом и подавленном состоянии. Красный цвет символизирует как её королевскую власть, так и страсть к Тесею. Пустынная земля усиливает изображение эмоций Ариадны. Некоторые интерпретируют ракушки на береговой линии как символы женской сексуальности и любви. Выброшенные, они показывают разбитое сердце и одиночество Ариадны.
Картина является отличной демонстрацией растущего мастерства Эвелин как художника, поскольку она стала началом её карьеры профессионала.
Она умело изображает то, как в древнем обществе обращались с женщинами как с чем-то одноразовым, и при этом этот образ остаётся актуальным для своего времени.
Фото: thecollector.com
Хелен и Кассандра
В 1898 году Эвелин решила нарисовать двух важных женщин из греческого мифа: Елену и Кассандру. Их картины рядом представляют собой противопоставление мира и войны. Рамка Елены мирная, с символическими белыми голубями, демонстрирующими мир и любовь, символы богини любви Афродиты. Фон у Елены яркий и чудесный, а ярко розовое платье, золотые локоны и цветы добавляют гармонии общему образу. Она смотрит в зеркало с изображением формы Афродиты, что можно интерпретировать как безмятежную сцену или, возможно, имеющую более мрачный оттенок тщеславия, который позже заставил Елену сбежать с молодым принцем Трои…
На картине Кассандры изображены последствия стремления Елены к Парижу: война и разрушение. Как говорится, в любви и на войне все средства хороши, но для Кассандры это означало гибель её родного города и людей. Когда Елена бежала в Трою, родину и город Парижа, весь греческий народ на долгие годы выступил против троянцев.
Кассандра была жрицей Аполлона, но бог возжелал её, и она не ответила на его любовь. В гневе на отказ Кассандры бог Аполлон проклял Кассандру, чтобы она могла видеть будущее, но ей никогда не поверили. Поэтому, когда Кассандра предсказала падение Трои, собственная семья и люди отвергли её как безумную. Увы, предсказания, как всегда, сбылись.
Эвелин рисует поразительную сцену горения Трои, а огненно-рыжие волосы Кассандры продолжают огненные образы. Кассандра рвёт на себе волосы в знак скорби и страданий. Кроваво-красные цветы лежали у её ног, как напоминание о крови, пролитой войной, и о горестях, которые пришли из-за того, что никто не внял голосу Кассандры.
Венера и Купидон
Стихотворение леди Мэри Рот «От Памфилии до Амфиланта» хорошо сочетается с картиной Эвелин де Морган. Оба произведения изображают Венеру, богиню любви, и её игривого и озорного сына Купидона. Более того, Рот и Морган были женщинами, которые бросили вызов ожиданиям своего пола в исторические периоды, занимаясь творчеством для общественного признания.
Фото: thecollector.com
Картина Эвелин де Морган основана на римской мифологии и изображает Венеру, конфисковывающую лук и стрелы Купидона. Ясно, что Купидон замышлял недоброе, что не является чем-то необычным для римского мифа, и поэтому его мать решила наказать его. На картине Купидон игриво умоляет свою мать вернуть ему лук и стрелы — назвать их игрушками или оружием, это ваш выбор. Венера и Амур были также известны как Афродита и Эрос в греческих мифах.
Медея
На этой картине Медея — завораживающая фигура. Она держит зелье сомнительного содержания. Медея была искусной ведьмой, и её способности не остались незамеченными…
Три богини сговорились, чтобы Купидон, бог страсти, заколдовал Медею. Она должна была влюбиться в Ясона. Ясон остро нуждался в помощи, если он хотел завершить свой квест по поиску золотого руна, охраняемого огнедышащим драконом. Однако заклинание вышло из-под контроля. Медея использовала свои навыки и магию, чтобы помочь Ясону победить дракона, но любовное заклинание в конце концов свело её с ума. Медея становилась всё более жестокой в погоне за любовью. Она убила своего брата, чтобы облегчить своё безумное бегство с Ясоном и отравила любовное увлечение Ясонв, когда его внимание начало отдаляться от неё. И, наконец, она убила двух своих сыновей от Ясона в приступе ярости, когда он отверг её.
Фото: thecollector.com
Цвета на картине Эвелин де Морган вызывают чувство таинственности. Королевские пурпурные, синие и глубокие тона передают зловещий миф Медеи. Однако Морган удаётся изобразить Медею в роли жертвы. Здесь лицо Медеи предстаёт несчастным: неужели безумие уже её настигло?
Эвелин де Морган: неоценимый вклад в развитие прерафаэлитов
Эвелин де Морган написала множество замечательных картин, которые представили женщин в сочувственном свете и показали греческих женщин как героинь, а не второстепенных персонажей.
Её работы были полны жизни и богаты цветом и подачей. Приключения, романтика, сила, природа и так далее, все темы были глубокими, с большим потенциалом для интерпретации. Её 50-летняя карьера профессионального художника была подарком и уникальным влиянием на движение прерафаэлитов, и без её искусства ценители упустили бы некоторые замечательные произведения.
Фото: thecollector.com
Эвелин де Морган часто упускают из виду как участника движения прерафаэлитов, поскольку её коллекция произведений искусства много лет находилась в частной собственности сестры после смерти Эвелин. Это означало, что работы Эвелин не выставлялись в публичных коллекциях так часто, как её художественных сверстников.
Однако на сегодняшний день многие люди считают Эвелин и её искусство источниками вдохновения и красоты.