Арахна, от греческого arakhne (что означает паук), является фигурой в греческой мифологии, чей талант к ткачеству был известен и который, как известно, бросил вызов богине Минерве на соревновании по ткачеству. Как сказано в "Метаморфозах" Овидия (43 г. до н.э.-17 г. н.э.), Минерва сплетала блестящие истории о богах, раздражая Арахну, которая была полна решимости доказать, что люди лучше богов.
В отличие от Минервы, гобелен Арахны изображал грехи, которые боги совершили против людей, и хотя это была великолепная работа, она разозлила Минерву, которая унизила Арахну и уничтожила её гобелен. Осознав, что она натворила, и какой позор она нанесла Минерве и богам, Арахна схватила верёвку и выбежала из дома, намереваясь покончить с собой. Однако у Минервы были другие планы на Арахну, превратив её в паука и гарантировав, что Арахна и её потомки будут прокляты, чтобы плести паутину до конца своих дней. Так появился первый паук (паукообразное).
Минерва - римский аналог греческой богини Афины, а в некоторых версиях мифа Афина является главной героиней вместо Минервы.
Дар Арахны
Арахна была дочерью вдовца Идмона, торговца и ремесленника, который специализировался на торговле высоко ценимым фокейским пурпуром. Они жили за пределами небольшого городка под названием Гипепа в королевстве Лидия (современная Турция).
"Минерва и Арахна" Рене-Антуана Уасса. Фото: member.worldhistory.org
С раннего возраста Арахна проявляла исключительное мастерство ткача. Её мастерство было предметом гордости всей Ионии, и поклонники часто толпились возле их дома, чтобы посмотреть на её работу.
Даже нимфы были вызваны из своих домов на реке Пактол и горе Тмолус, чтобы засвидетельствовать её талант.
За скоростью и точностью её работы было удивительно наблюдать: “(её мастерство было таким изящным) всё равно что смотреть на готовое изделие”. (Метаморфозы, 6.18). Она почти не задумываясь подбирала цвета и умела создавать самые реалистичные сцены лесов, пляжей, гор и дворцов, заставляя своих поклонников взрываться аплодисментами всякий раз, когда она завершала очередной шедевр.
Все сходились на том, что Арахна получила дар, которым люди наделяются только раз в 500 лет. Однако, несмотря на все похвалы, которые она получала за свою работу, Арахна оставалась практичной девушкой. Она знала, что ей повезло, что ей был дан этот дар, и не претендовала на личную заслугу за это, хотя она признавала и ценила данный ей талант.
Искусство ткачества и прядения было в большом почёте в древнегреческом мире. Она была неотъемлемой частью общества и человеческого благосостояния, поскольку обеспечивала текстиль для одежды и мебели. Однако миф об Арахне - это первый случай, когда ткачество играет такую заметную роль в греческой мифологии.
Арахна и Минерва (Афина)
В один роковой день, когда гордость взяла верх над ней, Арахна отрицала, что её обучила искусству ткачества богиня ремёсел (Минерва), и заявила, что Минерва должна сразиться с ней в соревновании, чтобы узнать, кто лучший ткач. “Давайте проведем конкурс. Если меня победят, я заплачу любой штраф”.
Минерва из Ареццо. Фото: member.worldhistory.org
Минерва переоделась пожилой женщиной и появилась в доме Арахны, предложив ей “уступить пальму первенства Минерве и смиренно просить у неё прощения за столь опрометчивое хвастовство”. Разозлённая этим советом и не понимая, что она разговаривает с Минервой, Арахна сказала старухе оставить её в покое и заявила, что она полна решимости встретиться с Минервой. Арахна спрашивает, почему Минерва до сих пор не предстала перед ней. Минерва пользуется случаем, чтобы сбросить маску старой ведьмы. Как Нимфы и женщины отдают дань уважения Минерве, Арахна сохраняет невозмутимое выражение лица, отказываясь паниковать и уклоняться от вызова. Арахна и Минерва приступают к работе за ткацкими станками, а толпа взволнованно наблюдает за ними.
Они двигали своими опытными руками, труд был облегчён удовольствием. Паутина была соткана из нитей тирского пурпурного цвета и более светлых, нежных, незаметно сливающихся оттенков.
Минерва соткала эпическую историю олимпийских богов и богинь, изображая каждую в великолепном свете; величественный Юпитер (Зевс), поражающий Нептун (Посейдон) и победоносная Минерва (Афина). Затем она сделала ещё один шаг вперёд и в каждом углу гобелена показала людей, которые испытывали волю богов и в результате были наказаны. Наконец, Минерва завершила свой гобелен, добавив кайму из ветвей оливкового дерева - символа мира и священного для неё дерева.
12 олимпийских богов. Фото: member.worldhistory.org
В ответ на гобелен Минервы были представлены истории людей, особенно женщин, с которыми поступили несправедливо. Там были женщины, которых боги обманули; Европа, Леда, Антиопа, Даная и Алкмена, среди прочих. И там были сами боги, совершающие свои многочисленные грехи: Юпитер, Нептун, Вакх и Сатурн, все они превращались из одной фигуры в другую в погоне за смертными женщинами; само воплощение обмана и коварства.
Чтобы закончить свой гобелен, Арахна добавила цветы и плющ к границе гобелена.
Гобелен Арахны был потрясающей работой. Даже Минерва не могла отрицать доказательство таланта, когда оно было прямо перед ней.
Светловолосая богиня-воительница возмутилась успехом Арахны и разорвала гобелен, изобличающую проступки богов. Она всё ещё держала свой челнок из твердого киторианского самшита и использовал его, чтобы несколько раз ударить Арахну по лбу.
Почувствовав стыд, Арахна надела верёвку себе на шею, намереваясь скорее покончить с собой, чем испытывать смущение от публичного унижения богиней. Минерва сжалилась над Арахной и спасла её от петли, вместо этого плеснув на Арахну зельем. Арахна сразу же превратилась в паука.
Её волосы отпали, а также уши и нос. Голова теперь превратилась в крошечный шарик, а всё её тело уменьшилось в размерах.
Теперь Арахна и её потомки были прокляты плести бессмысленные сети до конца своих дней. Кроме того, способность Арахны создавать красивые произведения искусства со смыслом была отнята у неё в наказание от Минервы.
"Прядильщицы, или Сказка об Арахне" Веласкеса. Фото: member.worldhistory.org
Важные темы
На протяжении всей истории легендарные и мифологические персонажи использовались в качестве примеров либо добродетели, либо морального упадка. История Арахны и Минервы ничем не отличается.
Традиционно большинство критиков рассматривали миф как очередную греческую историю о возмездии бессмертных и о том, как смертных ставят на их место. Арахна посмела оскорбить богов и представить их в негативном свете, за что и была наказана.
В то время как более современная интерпретация рассматривает это с феминистской точки зрения, Арахна противостоит патриархальному обществу, которое так распространено в древнем мире, особенно в древнегреческих мифах.
Почему она должна молчать о многочисленных злодеяниях богов? Несмотря на то, что Минерва - женщина, как богиня и дочь Юпитера, она по-прежнему представляет олимпийскую традицию, в которой доминируют мужчины, и является противником Арахны во многих отношениях. Версия истории Овидия, похоже, поддерживает обе эти точки зрения.
Гобелен Арахны откровенно критикует Олимп и силу, которую представляет Минерва. Вместо того, чтобы изображать столь любимые и популярные истории рождения и героические истории олимпийских богов, как можно было бы ожидать в древнегреческом мире и для такого великолепного произведения, Арахна сплетает их преступления против смертных женщин, беззастенчиво выставляя их в негативном свете. Минерва оскорблена гобеленом Арахны, поскольку она рассматривает его как послание, которое напрямую бросает вызов авторитету олимпийских богов. Арахна продолжает бросать вызов Минерве и отказывается отступать, что в конечном итоге приводит к её падению и уничтожению её гобелена.
Данте, Флорентийский собор. Фото: member.worldhistory.org
Влияние
В наше время история Арахны повлияла на многие аспекты популярной культуры. Она фигурирует как персонаж в многочисленных фантастических книгах, сериалах и фильмах. Арахну можно найти в серии книг "Герои Олимпа" автора Рика Риордана, в эпизоде 6 сезона популярного сериала CW "Сверхъестественное", в эпизоде 4-го сезона сериала "Геркулес: Легендарные путешествия" и даже в первом выпуске популярной серии комиксов Marvel. Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт и писатель, кратко упоминает Арахну, чтобы описать появление страшного монстра Гериона в Инферно, первая часть его знаменитой Божественной комедии.
Фото: member.worldhistory.org
История Арахны и Минервы (Афины) находится в центре внимания известной картины испанского художника
Диего Веласкеса (1599-1660) "Лас Хиландерас" ("Сказка об Арахне, или прядильщиках"). Картина Веласкеса живо изображает мир древнего ткачества; зрители не только сосредоточены на битве между Арахной и Минервой и готовом гобелене, но и обращают внимание на сырьё (шерсть) и тяжёлую работу, связанную с изготовлением гобеленов.
Арахна - это также название летного эксперимента, который будет проведён Исследовательской лабораторией ВВС (AFRL) в 2025 году. Эксперимент играет важную роль в создании действующей системы передачи солнечной энергии и станет первым в истории экспериментом в свободном полёте.