Надевание костюмов для подражания и прославления вымышленных персонажей имеет долгую историю, которая проходит сквозь жанры, полы и международные границы.
Comic-Con International 2022 открылся 20 июля в Сан-Диего и собрал десятки создателей контента, сотни экспонентов и многие тысячи зрителей на одном огромном празднике масс-медиа. Для некоторых из этих людей список дел на съезде включает в себя выбор правильной одежды, которую будет легко упаковать, и это означает не столько «упаковать слой на случай, если внутри будет холодно», сколько «поместится ли весь костюм в стандартный чемодан?
Одним из наиболее заметных и популярных аспектов Comic-Con и целого ряда круглогодичных фан-конвенций, появившихся в последние десятилетия, является энтузиазм посетителей приходить в костюмах, практика, известная как косплей. Слово «костюмированная игра», приписываемое любителям японской манги 1980-х годов (яп. kosupure), в самом простом случае включает фаната, выражающего энтузиазм по поводу определённого свойства поп-культуры, одеваясь и ведя себя как один из его персонажей.
На съезде люди могут стоять в очереди за кофе со Смурфом, различными супергероями и инопланетянином Гигером и не находить ничего странного в этом.
Что характерно для косплея
Френчи Луннинг в книге «Косплей: вымышленный способ существования» указывает, что речь идёт о входе в другую, общую, квази-вымышленную реальность: «Цель косплея, — пишет она, — заключается не в создании и исполнении роли персонажа для участия в театральном повествовании, предназначенном для просмотра публикой, а в том, чтобы отдельный фанат мог воплотить и отождествить себя с обожаемым персонажем, чья личность реальна для фаната, актёра и / или создателя костюма.
Создание костюма является такой же частью основанного на сообществе аспекта фандома, как и само выступление. Это отделяет костюм для косплея от его корней в истории костюма.
Косплей в том виде, в каком он известен, не появился бы без подъёма массовой культуры в девятнадцатом веке.
П. Т. Барнум появился на съезде фанатов 1880-х годов для юных читателей газеты «Золотые часы», что, возможно, стало первым событием такого рода; а некоторые учёные идентифицировали протокосплей в начале двадцатого века (например, выпуск The Seattle Star от 23 мая 1912 года, в котором отмечается, что один гость на балу-маскараде, одетый как мистер Скайгак, с Марса в дань уважения тогдашнему популярному комиксу).
Фанатская культура зародилась рано, но по-настоящему сформировалась только в послевоенный период в Соединенных Штатах, а в своём нынешнем виде она оказалась только после тысячелетия. Приблизительная временная шкала эволюции связывает появление мистера Скайгака на вечеринке с фанатами середины века, выражающими свой энтузиазм по поводу «Звёздного пути»; с такими фильмами, как «Звёздные войны» и «Рокки Хоррор», поощряющими показ костюмированных полуночных фильмов в 1970-х годах; и к кроссоверу 1980-х годов между американскими и японскими фанатами аниме и манги.
Большинство, если не все, из этих групп поначалу были нишевыми сообществами, а преданный фандом обычно считался странно одержимым. Как пишет Генри Дженкинс, даже Comic-Con начинался с малого, как «небольшой региональный съезд комиксов в 1970 году, на котором присутствовало 170 человек».
Фото: jstor.org
Всё изменилось. К 1980 году их посетило 5000 человек, а более поздние версии Comic-Con собирали 150 000 гостей. Этому взрыву способствовало несколько факторов. К 2000 году коллекционирование печатных комиксов перестало быть единственной фанатской игрой в городе.
Жанр развлечений переместился в другую культурную систему, обменяв культовые показы фильмов категории B на легитимность мейнстрима и летние блокбастеры в мультиплексе.
Потенциальные критики имели тогдашнюю новую блогосферу и социальные сети, чтобы подводить итоги, праздновать и размышлять о своих любимых франшизах, делая фандом как перформативным, так и конкурентоспособным по-новому. В континууме есть люди, которые любят наряжаться и весело проводить время с другими фанатами на случайных конвенциях, и те, кто тратит много времени, усилий и денег на покупку или, во многих случаях, на создание тщательно продуманных и идеальных нарядов, которые они носят на тематических мероприятиях.
Косплей может включать в себя персонажей и костюмы, меняющие пол, смешение франшиз или жанровых тем, а также использование других трансформирующих подходов к явлениям поп-культуры. Это может позволить детям и взрослым сблизиться благодаря общему энтузиазму, дальним друзьям пообщаться или «микро-знаменитостям» посоревноваться и привлечь внимание к себе и своей работе.
Косплей также открыл как возможности, так и трудности для фанатов, идентифицирующих себя с женщинами. Хорошо известно, что
женщины добились успеха во многих кругах фанатов, несмотря на то, что они были первыми пионерами в коллективном опыте. Это может распространяться на методы изготовления костюмов. Как пишет
Сюзанна Скотт, «
Косплей — это особенно богатая форма фан-продукции, в которой можно найти такой анализ, потому что материальные формы фан-продукции исторически были связаны с «культурой мальчиков». Несмотря на то, что многие косплееры и создатели костюмов — женщины, сообщество по-прежнему учитывает области, в которых женщины не рассматриваются как естественные участники за пределами традиционно женских искусств, таких как шитьё или макияж. Это неотъемлемая часть долгой истории женщин в традиционно мужских сообществах поп-культуры, которые должны проявить себя перед поклонниками-мужчинами или действовать в соответствии со стереотипно мужскими ценностями.
До
COVID в фандоме наблюдалось усиление противодействия женоненавистничеству. В выступлении на TED в 2016 году создатель и звезда «Разрушителей легенд»
Адам Сэвидж предположил, что всё, что мы решаем надеть на своё тело, является частью повествования и чувства идентичности, а это означает, что существует множество способов косплея. Будет интересно увидеть, сколько из них представлено на Comic-Con.