Влияние Маркса на политику 20-го века не имеет себе равных, однако немногие могут утверждать, что действительно вникали в смысл его трудов. Карл Маркс однажды заявил, что «ни один пророк не может надеяться на успех без бороды». Он описал капитализм как «вампироподобный», а в другом своём труде утверждал, что в «волчьей жажде прибавочного труда [капитализм] переступает не только моральные, но даже чисто физические максимальные границы рабочего дня».
Все слышали о Карле Марксе, марксизме и марксистах. Тем не менее, очень немногие люди читали работы Маркса. Основное понимание его ключевых идей можно получить из краткого введения в пять его наиболее важных работ.
Теория отчуждения Карла Маркса: рукописи 1844 г.
«Экономико-философские рукописи 1844 г», также известные как «Парижские рукописи» или «Рукописи 1844 г», представляют собой серию из девяти тетрадей, подготовленных Марксом летом 1844 г. Хотя он намеревался их опубликовать, он отвлёкся и переключился на другие проекты. Рукописи 1844 года были окончательно отредактированы и опубликованы в 1932 году.
Хотя рукописи служат отправной точкой для Марксовой критики политической экономии, они фрагментарны и не особенно хорошо связаны. Они состоят из выдержек и цитат политических экономистов, которых он читал в то время. Но они также полны его размышлений и критического анализа. Среди этих существенных идей — марксова концепция отчуждения.
Карл Маркс считал, что именно артистизм и творчество делают нас людьми. С другой стороны, капиталистическая форма труда сильно ограничивает и в конечном итоге уничтожает рабочего.
Для Маркса система фабрично-заводского труда отчуждает рабочих от их труда и делает их простыми винтиками в машине. Для Маркса отчуждение рабочего от своего труда есть непреложный факт капитализма. Он утверждает, что при капиталистическом способе производства «труд является внешним по отношению к рабочему» и тем самым отчуждает рабочего от природы, от себя и от других.
Люди, по Марксу, являются творческими существами — творческий труд занимает центральное место в их «видовом бытии». Маркс утверждает, что при капиталистическом способе производства человек «не утверждает себя, а отрицает себя, чувствует себя не довольным, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и умственную энергию, а умерщвляет своё тело и губит свою душу». Отчуждённые от своего родового бытия, люди низводятся до уровня животных, работающих только для производства товара и вынужденных удовлетворять свои физические потребности.
Фото: thecollector.com
Маркс о религии: вклад в критику гегелевской философии права
Введение в «Критику гегелевской философии права» было опубликовано в 1844 году в радикальной парижской газете Карла Маркса и Арнольда Руге «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». Как и «Рукописи 1844 года», это короткое эссе предлагает всестороннюю критику буржуазного общества. Критически важно, что это эссе, в котором Маркс изложил свой ныне известный анализ религии.
Вступительное эссе Маркса в «Ярбюхер» было одним из серии его работ, посвящённых вопросу религии. Однако в «Критике гегелевской философии права» есть его самая известная цитата по этому поводу, что «религия есть опиум для народа».
Тем не менее, цитирование одной только этой знаменитой фразы означает искажение того, что на самом деле говорил Маркс.
Во-первых, в 1843 году опиум был лекарством, утешителем и болеутоляющим средством. Это был не уличный наркотик, который сегодня ассоциируется с термином «опиат». В этом смысле известное остроумие Маркса признавало социальную функцию опиума, а значит, и религию как законное социальное явление.
Прежде чем Маркс написал, что религия — это «опиум для народа», он утверждал, что «религия — это вздох угнетённого существа, сердце бессердечного мира и душа бездушных состояний». Таким образом, он не отвергал религию с ходу. Он также не говорил, что религиозные люди сродни сумасшедшим. Он говорил, что для того, чтобы понять религию, нужно понять социальные условия, породившие её.
Карл Маркс считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога. Поэтому его критика религии была критикой мира и его социальных проблем. Для Маркса ближайшей задачей истории было соединить призывы к религиозной эмансипации и политической эмансипации в движение, имеющее целью человеческую эмансипацию.
Magnum Opus Маркса: Капитал, том I
«Капитал: Критика политической экономики» был впервые опубликован в 1867 году. Это была единственная крупная теоретическая работа, опубликованная при жизни Маркса. Он не описывает, как капитализм работает в повседневной жизни. Вместо этого он предлагает абстрактное исследование «законов движения» капитализма.
Карл Маркс был великим литературным деятелем, и «Капитал» переполнен отсылками к «Аду» Данте, Бальзаку и Шекспиру. В книге говорится о вампирах и оборотнях, высмеиваются важные фигуры того времени и блестяще демонстрируется диалектический метод Маркса. Тем не менее, структура книги несколько сложна для понимания. Сам Маркс признал в предисловии к французскому изданию, что первые несколько глав книги бросят вызов даже самому преданному читателю. Тем не менее, для Маркса «Капитал» представлял собой новую науку политической экономии.
Фото: thecollector.com
Обосновывая свой метод, он писал, что «царской дороги в науку нет, и лишь тот, кто не страшится утомительного подъёма по её крутым тропам, имеет шанс покорить светоносные вершины».
Метод Маркса весьма оригинален. Сначала он предлагает наземные наблюдения, а затем переходит на уровень абстракции и строит фундаментальные концептуальные идеи на основе своих наблюдений. Затем Маркс выводит эти абстрактные идеи на поверхностный уровень, чтобы объяснить реальность так, как он её видит на местах.
Основная цель книги — показать, как на самом деле работает капиталистический способ производства.
Маркс стремился раскрыть основные законы движения, управляющие развитием капиталистического способа производства. На практике это означало, что капиталистический способ производства рассматривался как абстракция в чистом виде.
Капитал, Том I - проявление силы. Он охватывает целый ряд предметов, от товаров, обмена и денег до процесса труда и производства «прибавочной стоимости», до рабочего дня, логики «накопления капитала» и тайны «первоначального накопления». «Капитал» — величайший труд Карла Маркса.
Призыв Маркса к оружию: Коммунистический манифест
«Манифест Коммунистической партии» был написан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в ожидании грядущей революции. Небольшая короткая брошюра, первоначально опубликованная в 1848 году, «Коммунистический манифест» — классический текст для понимания ориентированной на действие политической мысли Маркса. Книга радикальная, спорная и короткая. Прежде всего, Манифест — это политический текст.
Фото: thecollector.com
Суть марксистской теории представлена читателю «Манифеста» в ясной, связной прозе. Буржуазия (капиталистический класс) и пролетариат (обыденный и рабочий классы) выступают как чёткие и противоборствующие силы. Критически Маркс показывает, что капитализм по самой своей природе и логике должен постоянно расширяться по всему миру, чтобы вовлекать в свою орбиту материальные ресурсы и труд и обеспечивать их воспроизводство. Кроме того, в «Манифесте» подчеркивается, что капиталистическое общество одушевлено двумя фундаментальными противоречиями. С одной стороны, рабочий класс производит богатство, а класс капиталистов присваивает его. А с другой, огромный рост объёма богатства, производимого рабочим классом, коррелирует с ускоряющимся его обнищанием. Проще говоря, богатые богатеют, а бедные беднеют.
Маркс и Энгельс подробно описывают «революционную роль в истории» буржуазии. Они утверждают, что колоссальные силы капиталистического производства намного превосходят чудеса «египетских пирамид, римских акведуков и готических соборов».
Манифест утверждает, что буржуазия однозначно продемонстрировала, на что способна человеческая деятельность.
Однако видение Маркса и Энгельса состоит в том, что пролетариат тоже станет революционным классом. В этом отношении центральное утверждение «Манифеста» состоит в том, что буржуазия фактически «производит своих собственных могильщиков». Чем больше сближаются пролетарские рабочие — путём концентрации и роста промышленности, — тем больше их способность к революционному единству. «Всемирным рабочим, — утверждает Маркс, — нечего больше терять, кроме своих цепей». В то же время «у них есть целый мир, который нужно завоевать».
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
Несмотря на важность «Манифеста», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» — самая важная политическая работа Маркса, но также и одна из наименее читаемых. «Брюмер» относится к календарной дате: 2 декабря 1851 года. Дата, когда «нелепый и вульгарный» Луи Бонапарт захватил диктаторскую власть и стал первым президентом Франции Наполеоном III. Книга представляет собой историю революции и контрреволюции. Работа по политической истории Франции, а также работа по политическому анализу. Текст сам по себе является великим литературным произведением, переполненным театральными метафорами, пародиями и язвительным остроумием.
Фото: thecollector.com
«Восемнадцатое брюмера», знаменитый отчёт о высокой драме политической сцены, содержит некоторые из самых умных наблюдений Карла Маркса. В частности, известное мнение о том, что «мужчины сами делают свою историю. Но они делают это не так, как им нравится; они делают это не при выбранных ими самими обстоятельствах, а при уже существующих обстоятельствах». На этом основании Маркс утверждал, что «традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над мозгом живых».
Восемнадцатое брюмера советует грядущей социальной революции выработать свой собственный политический язык, а не полагаться на «поэзию прошлого». Таким образом, книга представляет собой заявление о революционных перспективах, а также изложение исторического метода. В лучшем случае текст обсуждает, как объективные структуры капитала и класса борются в политике, а классовые интересы представляются через символику и язык.
Критически «Восемнадцатое брюмера» показывает, что в действительности великая борьба между буржуазией и пролетариатом никогда не обнаруживается в действительности в обнажённом, чистом виде. Этот текст является одним из самых важных у Маркса, потому что он демонстрирует, что если нужно понять повседневную политику, нужно заглянуть под поверхность и выявить классовые силы, которые структурируют политическую реальность.