Восхищение Киром Великим, основателем Персидской империи Ахеменидов, вдохновило афинского солдата, государственного деятеля и историка Ксенофонта на создание «Киропедии» или «Воспитания Кира».
«Киропедию» или «Воспитание Кира» лучше всего описать как частично вымышленную или, по крайней мере, сильно драматизированную биографию Кира Великого.
Кир вызывал страх и восхищение на Древнем Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Эта работа была написана уроженцем Афин греком Ксенофонтом, который сам по себе прославился как солдат, государственный деятель и историк. Однако Ксенофонт не задумывал «Киропедию» как чисто биографический труд. Вместо этого она была предназначена для того, чтобы проинструктировать своих читателей, в первую очередь греческую элиту, в вопросах как политики, так и морали. Тем не менее, Киропедия по-прежнему предлагает захватывающий взгляд на жизнь Кира Великого.
Кир Великий: субъект Киропедии
Кир Великий (600–530 гг. до н. э.) был основателем Персидской империи Ахеменидов. Он создал то, что было в то время самой большой империей, которую когда-либо видел мир. При этом он завоевал Мидийскую империю, Лидийскую империю и Нововавилонскую империю, так что его территория простиралась от реки Инд до Средиземного моря. Кир Великий также создал знаменитых Персидских Бессмертных, элитное подразделение из 10 000 солдат.
Позже Кир Великий совершил поход в Среднюю Азию, где сражался с массагетами, кочевым скифским племенем. Согласно наиболее общепринятым источникам, эта кампания закончилась его поражением и смертью; хотя некоторые утверждают, что он просто вернулся в свою столицу и умер там.
Наряду со своими завоеваниями, Кира Великого помнят за множество других достижений.
Он создал эффективную систему управления своей империей, разделив её на сатрапии или административные единицы, контролируемые чиновниками, известными как сатрапы, которые обладали широкими полномочиями. Разветвлённая дорожная и почтовая система соединяла обширные территории его империи. Он также издал указы, установившие политику религиозной терпимости и позволившие евреям вернуться из вавилонского изгнания.
Фото: thecollector.com
В результате философы, политики и генералы восхищались Киром Великим и стремились подражать ему; даже в современности.
Ксенофонт: автор «Киропедии»
Ксенофонт (430–354 до н. э.) был греком афинского происхождения, и не был современником Кира Великого. Тем не менее, он хорошо знал Ахеменидскую Персию и её царскую семью. В молодости Ксенофонт служил сначала простым солдатом, а затем командиром группы греческих наёмников, известной как «Десять тысяч». Эти солдаты были завербованы под ложным предлогом, а затем оказались глубоко на территории Ахеменидов на проигравшей стороне в гражданской войне. Возглавив «Десять тысяч» в тяжёлом походе к безопасности, Ксенофонт присоединился к спартанской армии, проводившей кампанию в Малой Азии. В этом качестве он в конечном итоге сражался против своего родного города Афины и, возможно, в результате был изгнан. Затем он переехал в поместье недалеко от Олимпии, которое ему предоставили благодарные спартанцы.
Именно во время своего изгнания Ксенофонт, скорее всего, написал «Киропедию» вместе с целым рядом других произведений. Как философ и историк Ксенофонт был хорошо подготовлен. В юности он был учеником и другом Сократа, что могло быть ещё одной причиной изгнания. Обучение и личный опыт сделали его одним из величайших писателей древности, а его творчество охватывает множество жанров. Его многочисленные таланты в полной мере представлены в «Киропедии», работе, которая также охватывает несколько жанров и не поддаётся классификации.
Жанр работы
Хотя повествование «Киропедии» довольно прямолинейно и описывает образование идеального правителя, классифицировать работу оказалось очень сложно. «Киропедия» не вписывается ни в один из известных сохранившихся жанров классических текстов. Его по-разному интерпретировали как биографию, ранний роман, манифест о лидерстве или философский труд.
Мотив Ксенофонта при написании «Киропедии» неясен, хотя, похоже, он намеревался написать эту работу, чтобы дать своей аудитории моральное наставление.
При этом его ближайшим литературным эквивалентом будет средневековый жанр «зеркала для принцев». Эти тексты служили своего рода учебником для правителей по аспектам хорошего поведения и управления. Они были направлены на создание образов правителей для подражания или избегания.
Фото: thecollector.com
Ценность «Киропедии» как чисто исторического труда сомнительна. Большинство учёных согласны с тем, что Ксенофонт не задумывал «Киропедию» как чисто исторический труд. Ксенофонт и Кир Великий не были современниками, поэтому работа не основывалась на знаниях из первых рук. Кое-что из того, что описано в «Киропедии», вероятно, отражало современные события и обычаи персидского двора Ахеменидов во времена Ксенофонта. В «Киропедии» описано множество событий или отдельных лиц, которые не могут быть подтверждены где-либо ещё, а некоторые из описаний оказались неточными. В результате достоверность Киропедии как источника персидской истории Ахеменидов регулярно подвергалась сомнению.
Воспитание Кира
Киропедия состоит из восьми глав или книг и эпилога, который включён в восьмую книгу, добавленную позднее. Собственно говоря, первая книга посвящена воспитанию Кира Великого. Другие книги повествуют об остальной части его жизни, а эпилог предлагает мрачную оценку современного ахеменидского персидского общества 4-го века.
Фото: thecollector.com
Однако в первой книге Ксенофонт сообщает читателю, что «Киропедия» началась как размышление о том, почему одним правителям подчиняются охотно, а другим — нет. Он отмечает, что, хотя большинство людей не следуют своим правителям, Кир Великий был исключением, который внушал подчинение своему народу. Остальная часть первой книги описывает родословную Кира Великого и персидскую систему образования, по крайней мере, так, как её понимал Ксенофонт. Описание Ксенофонтом доимперского персидского общества многие учёные считают необычным. Кажется, что он отражает традиции Спарты, греческого города-государства, с которым Ксенофонт был довольно тесно связан и чьи традиции Ксенофонт описал в другом своем труде, «Конституции лакедемонян».
Первая книга Киропедии также описывает время Кира Великого при дворе его деда по материнской линии, мидийского правителя Астиага.
Завоевания Кира
В книгах со второй по седьмую рассказывается о жизни Кира Великого в качестве вассала Мидии и о создании им самой большой империи, которую когда-либо видел мир. В этом разделе рассказы о военных делах чередуются с историями, явно заимствованными из восточных повествовательных традиций.
Вторая книга «Киропедии» описывает реорганизацию и реформу персидской армии Киром Великим, результатом которой стала точно настроенная военная машина. В третьей книге Кир Великий начинает свои завоевания. Затем Киропедия описывает, как Кир Великий продолжал завоевывать скифов (мидийцев) и армян (лидийцев). Книги с четвертой по шестую посвящены войнам Кира Великого с Ассирией (Вавилоном), кульминацией которых является её окончательное завоевание в седьмой книге.
Фото: thecollector.com
Киропедия и Ксенофонт прилагают большие усилия, чтобы изобразить Кира Великого как пример классических добродетелей. Он изображается как верный вассал мидян, действующий от их имени против более агрессивных и напористых вавилонян. Однако его методы лучше всего охарактеризовать как макиавеллистские. Он формирует союзы, чтобы изолировать и окружить своих врагов как в политическом, так и в военном отношении. Его окончательное завоевание Вавилона достигается путём пересечения реки, а затем тайного проникновения в город во время фестиваля.
К концу этих книг Кир Великий создал многонациональную армию и завоевал огромную империю.
Царство Кира
Восьмая и последняя книга «Киропедии» продолжает повествование, но в основном фокусируется на царствовании Кира Великого и его идеях об управлении. Как верный и добродетельный вассал, он мирно взошёл на трон после смерти своего мидийского дяди. Нет ни войн, ни раздоров. На самом деле известно, что в начале карьеры Кира Великого между персами и мидянами была война. Однако после окончания войны фактическая передача власти прошла довольно гладко; во многом потому, что персидские и мидийские царские семьи были тесно связаны между собой.
Восьмая книга Киропедии также описывает, как Кир Великий организовал империю в сатрапии и его мирную смерть в своей столице. Затем этот раздел Киропедии переходит в то, что некоторые учёные называют эпилогом. Авторство этого раздела было поставлено под сомнение, при этом некоторые утверждали, что он был добавлен другим автором позднее. Здесь описывается стремительный крах империи Кира Великого после его смерти и мрачная оценка современной Ахеменидской Персии IV века. В частности, автор отмечает упадок персидской морали со времён Кира Великого. Это теоретическое несоответствие остальной части работы, в которой основное внимание уделяется описанию Кира Великого как идеального правителя, вызвало множество спекуляций.
Древнее влияние
В классической древности и Киропедия, и её автор Ксенофонт пользовались большим уважением. Многие классические историки и философы, такие как Полибий и Цицерон, считали это произведение шедевром. Тем не менее, они также обсуждали, как классифицировать работу. Сам Ксенофонт считался скорее философом, чем историком. Таким образом, в древности Киропедия чаще всего считалась философским трудом. Некоторые считали, что она была составлена в ответ на «Государство» Платона или наоборот, поскольку в «Государстве» есть части, которые могут ссылаться на Киропедию. Римский педагог и оратор Квинтилиан поместил Ксенофонта рядом с Платоном в своём «Образовании оратора» отчасти из-за «Киропедии».
Фото: thecollector.com
Киропедия также была популярна среди великих полководцев древности. И
Александр Македонский, и
Юлий Цезарь хвалили эту работу, и говорят, что
Сципион Эмилиан всегда носил с собой её копию. Среди историков классической древности место и влияние Киропедии определить труднее.
Ксенофонт написал и другие, явно исторические произведения, такие как «Элленика», созданные по образцу работ Фукидида и других. По сравнению с Hellenica и другими современными историями становится ясно, что Ксенофонт не предполагал, что «Киропедия» станет ещё одним историческим трудом.
Наследие Киропедии
Как и многие произведения классической античности, Киропедия была заново открыта западноевропейцами в период позднего средневековья. Это сильно повлияло на жанр средневековой литературы «зеркала для принцев», хотя и не предназначалось для этого. Тем не менее, несколько правителей позднесредневековой Италии приняли Кира Великого в качестве образца для подражания. «Государь» Макиавелли ссылается на «Киропедию», хотя в ней более критично рассматривается Кир Великий.
«Киропедия» пережила, пожалуй, один из самых больших периодов своей популярности в эпоху Просвещения. В то время её широко читали такие люди, как Монтень, Монтескье, Руссо, Бэкон, Джонатан Свифт, Болингброк, Шефтсбери, Эдвард Гиббон и Бенджамин Франклин. Говорят, что Томас Джефферсон хранил в своей библиотеке два экземпляра: для чтения и в качестве справочника для исправления аттической греческой прозы.
К 19 веку популярность Киропедии заметно снизилась из-за её промонархической позиции. Однако в 20-м и 21-м веках популярность Ксенофонта и Киропедии снова возросла. Популярность «Киропедии» среди историков стала результатом критики Геродота и его изображения Ахеменидской Персии.
Фото: fanfics.me
В результате «Киропедия» остаётся популярной и широко читаемой работой, несмотря на вопросы о цели работы и её общей достоверности. Ксенофонт может ещё многому научить в отношении образования знаменитого Кира Великого.