В жизни каждого человека бывают периоды, когда он, вольно или невольно, оказывается оторванным от привычной среды общения и испытывает чувство одиночества. А иные люди настолько душевно ранимы, что ощущают себя одинокими даже «средь шумного бала».
Особенно остро переживают это состояние творческие личности. Иные впадают в депрессию, или, как раньше говорили, хандру, а другие, напротив, погружаются в любимое дело.
Одним из периодов, когда нельзя было покинуть место пребывания, было начало тридцатых годов девятнадцатого века. Тогда в Россию пришла эпидемия холеры, и все дороги были перекрыты карантинными постами.
Свои воспоминания о ситуации в Москве оставил писатель-демократ
Александр Герцен. В мемуарном труде- хронике «Былое и думы» он писал, что в городе была настоящая паника. Александр тогда был студентом Московского университета. Когда стали умирать его преподаватели и их подопечные, вуз временно закрыли. В городе повсюду стоял ядовитый запах хлорки, которой обрабатывали все помещения.
На улицах стало намного меньше роскошных экипажей. Вместо них медленно продвигались телеги с больными людьми и трупами. Простые люди собирались толпами и делились новостями. Кое-кто считал даже, что заразу распространяют злодеи-отравители.
Москву окружили двойным кольцом военнослужащих, имевших разрешение стрелять по нарушителям карантина. В подобном положении оказались и жители других населенных пунктов. Например, поэт Евгений Баратынский «застрял» в его казанском имении. Сначала молодой человек даже обрадовался, так как во время творчества предпочитал уединение, но оно ему вскоре наскучило, и поэт сумел пробраться в Казань, где у него было множество знакомых. За время изоляции Баратынский сумел написать только повесть мистического характера «Перстень».
Герой книги по фамилии Опальский имел проблемы в психике. Этот владелец богатого имения никак не использовал своего положения. Приехав в деревню, он даже не зашёл в свою усадьбу, а стал жить в бедной хижине посреди лесных дебрей, к которой управляющий вопреки воле хозяина пристроил еще несколько комнат.
Находясь в Казани, Баратынский по-настоящему смог оценить достоинства молодой жены, которая во всём поддерживала его. Супруги много времени проводили вместе. Они душевно беседовали, с удовольствием гуляли, ездили на лошадях, веселились.
Александр Пушкин
Как и Евгений Баратынский,
Александр Пушкин во время эпидемии оказался запертым в родовом имении близ села Болдино Нижегородской губернии. Он перед женитьбой на молодой красавице
Наталье Гончаровой приехал туда, чтобы уладить дела по вступлению в его владение. Пушкин, вынужденный всю осень 1830 года проводить в изоляции, вначале тосковал по невесте, но потом переборол себя и начал много писать. Так появилось множество прекрасных стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», несколько сказок, восьмая глава «Евгения Онегина».
Часто свободомыслящие писатели вынуждены были проводить время в изоляции не из-за эпидемий, а по принуждению.
Александр Сергеевич Пушкин побывал в ссылке на юге, в Кишинёве, и на севере, в Михайловском. Молодого поэта тяготило это обстоятельство, но он умел побороть чувство тоски, общаясь с другими людьми. Так, он обрёл настоящих друзей среди будущих декабристов, сумел с помощью генерала Раевского совершить путешествие в Крым и на Кавказ. В то же время Пушкин изучал быт и культуру своего и других народов, делал записи их фольклора. Многое из этих набросков превратились в дальнейшем в блестящие произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов был одиноким с детства. Его знатная и богатая мать вышла замуж вопреки воле родителей за бедного армейского офицера, за что была отлучена от дома. Скитание с мужем по гарнизонам быстро подорвало её здоровье, она скончалась, и отец вынужден был отказаться от прав на сына и отправить его к властной бабушке. С детства мальчик имел всё, что пожелает. У него было много игрушек, свои слуги, учителя и гувернеры, но не было главного – родительской любви. Михаил постоянно испытывал чувство одиночества и не мог близко сойтись с другими людьми.
Мотивы душевной пустоты прослеживаются в большинстве его произведений. Наиболее ярким получился образ Демона, духа изгнанья. Этот герой поэмы губит всё, к чему прикасается. По его вине гибнут жених грузинской девушки Тамары и сама невеста. Даже в окружающей действительности поэт видит одинокие души: это и дубовый листок, «оторвавшийся от ветки родимой», и «тучки небесные, вечные странники», и «парус одинокий» и многие другие. В метафорической форме Лермонтов передает свои собственные переживания.
Возможно, мог бы Лермонтов сблизиться с Пушкиным, но он долго не решался на это знакомство, а гибель Александра Сергеевича настолько впечатлила и ранила его душу, что Михаил откликнулся на неё стихотворением, в котором обвинял в случившемся лживое и коварное светское общество. За эти стихи царь Николай Первый повелел отправить молодого офицера на Кавказ, где шли бои с непокорными горцами.
Находясь в ссылке, Лермонтов не боялся опасности, принимал участие в военных операциях, а на лечение и отдых отправлялся в Кисловодск, где общался с прототипами повести «Герой нашего времени» - доктором Н. Майером и переводчиком Н. Сатиным. А образ Печорина во многом схож с личностью самого автора. Причину своего эгоизма герой ищет не в себе, а в особенностях его воспитания и пороках окружения. Печорин считает, что его в детстве уже наделяли несуществующими пока негативными качествами: лукавством, злобой, скрытностью , завистью. Со временем эти пороки стали привычной личиной героя.
Фёдор Михайлович Достоевский
Писатель
Фёдор Михайлович Достоевский также испытал на себе изоляцию. За участие в кружке петрашевцев, готовящих государственный переворот, его сначала держали более полугода в промозглых казематах Петропавловской крепости, затем вынесли смертный приговор, который «милостиво» заменили каторжными работами и ссылкой. Единственной разрешённой книгой была Библия. Предполагалось, что её чтение благотворно будет действовать на осуждённых, среди которых в большинстве были отпетые уголовники.
После смерти императора Николая Первого на престол взошел его сын,
Александр Второй, более либерально настроенный, чем его отец.
Этот самодержец в середине пятидесятых годов девятнадцатого века подписал указ о помиловании политических ссыльных, в том числе декабристов и петрашевцев, и разрешил им селиться везде, кроме столицы.
Годы гонений оставили свой отпечаток на личности Достоевского. Он стал нелюдимым и подозрительным. Этими чертами характера писатель наделял и своих героев, каждый из которых в душе носил какой-либо тайный грех. Например, явным грехом студента Родиона Раскольникова было убийство старухи-процентщицы и её сестры, а тайным – стремление стать великой личностью, подобной Наполеону.
Загнанный в угол нищетой и бесправием, Раскольников так и не воспользовался награбленными деньгами. Он понял, что истинной причиной было не бедственное положение, а желание стать выдающейся личностью. Герой ищет ответа на вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Оказалось, что не имеет. Герою пришлось долго идти к душевному воскресению через признание в полиции и на суде, публичное покаяние на людной площади, каторгу и болезнь.
Всё время рядом с ним была
Соня Мармеладова, которая тоже «преступила» черту, но не уголовную, а нравственную. Эта скромная набожная девушка стала проституткой, чтобы прокормить больную мачеху и младших братьев и сестёр. Соня добровольно принимает изгнание и помогает, чем может, каторжникам, а те полюбили и уважали её.
Наблюдения во время изгнания вошли во многие произведения Достоевского, книги которого любят и ценят не только российские читатели, но и книголюбы всего мира.
Другие
Смогли преодолеть трудности вынужденной изоляции и другие свободомыслящие представители творческой интеллигенции девятнадцатого века. Так, литературный критик
Н.Г. Чернышевский, проведший многие годы в одиночной камере тюрьмы, сумел за это время написать своё главное произведение – роман «Что делать?», своего рода утопию об устройстве будущего справедливого общества, когда все люди будут равны в правах, и добродетельны.
Как видим, годы изгнания и изоляции для творческой личности не проходят бесследно, а служат дальнейшему её развитию.