Бессмертный, мудрый и могущественный Зелёный Рыцарь является уникальным выражением образов времён Средневековья, символизма и художественного творчества. Среди всех средневековых
сказаний про короля Артура упоминания о Зелёном рыцаре, пожалуй, самые загадочные. Он появился в трёх текстах: в поэме Артура XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь», в позднесредневековом рифмованном романе «Зелёный рыцарь» и в английской балладе «Король Артур и король Корнуолл». В этих рассказах он принимает образ сверхъестественного судьи или испытателя рыцарей.
Данная роль, его характер, цвет кожи и мотивы на протяжении многих лет сбивали с толку экспертов и привели к множеству теорий и интерпретаций, которые интересно исследовать.
Первое появление Зелёного рыцаря происходит в поэме XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь», легенде о короле Артуре, написанной анонимным поэтом, которого называют «Жемчужный поэт». Текст находится в рукописи Cotton Nero Ax вместе с тремя другими стихотворениями на среднеанглийском языке: «Чистота», « Терпение» и « Жемчуг».
«Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» впервые был опубликован в 1839 году. Второе стихотворение, «Рыцарь Грина», является позднесредневековым рифмованным романом, обнаруженном в фолианте, составленном в 1650 году. В настоящее время оно находится в Британской библиотеке. В 1995 году текст был отредактирован и опубликован Томасом Ханом. Третий текст, «Король Артур и король Корнуолл», представляет собой легенду и балладу о короле Артуре. Версия, которая сохранилась до сегодняшнего дня, содержится в так называемом манускрипте Перси Фолио 17-го века, который находится в Британской библиотеке.
Имя и образ Зелёного рыцаря
В «Сэре Гавейне и Зелёном рыцаре» у последнего два имени. Бредбедл и Бертилак де Хаутдезерт. Слово «Бертилак», скорее всего, или французского, или кельтского происхождения. «Берт-» происходит от слова «яркий», а «-лак» может означать как «озеро», так и «спорт». Такое имя, возможно, также произошло от кельтского слова bachlach (курл) или bresalak (спорный). «Hautdesert» может быть производным, как от французского, так и от кельтского слова, которое переводится, как «Высокая Пустошь».
Фото: thecollector.com
Одной из уникальных черт Зелёного Рыцаря также является его имидж. Данный персонаж является смесью природы и рыцарства. Текст подчеркивает его размер, описывая его как самого высокого человека на планете. Однако он не зверь. Он носит одежду аристократа. Его одежды богаты вышивкой, золотыми украшениями, бисером и драгоценными камнями, украшенными изумрудным шёлком.
Роль Бертилака де Хаутдезерта в легендах о короле Артуре
«Легенда о короле Артуре», содержащаяся в «Сэре Гавейне и Зелёном рыцаре», представляет рыцаря как персонажа, который обладает двойственной личностью. Его появление в образе Зелёного рыцаря происходит в разгар рождественского пира, который проводился во владениях короля Артура. Он сразу же бросает вызов присутствующим на торжестве рыцарям. С его позволения один мужчина может один раз ударить его своим топором с условием, что Зелёный рыцарь ответит ударом в следующем году. Перед тем, как Артур решает принять вызов, именно Гавейн занимает его место и обезглавливает Зелёного рыцаря. Ко всеобщему удивлению рыцарь поднимает свою голову, прикрепляет к телу и просит Гавейна ждать встречи с ним в Зелёной часовне.
Затем он появляется как Бертилак де Хаутдезерт, лорд большого замка, у которого гостит Гавейн до прибытия в Зелёную часовню. Он проверяет верность и целомудрие Гавейна, отправив свою жену соблазнить его. Кроме того, двое мужчин приходят к соглашению, что каждый раз, когда Бертилак получает добычу во время охоты или Гавейн получает какой-либо подарок в замке, они должны обменяться добычей на друг с другом. В Зеленой часовне выясняется, что он призрак, созданный Морганой ле Фэй для проверки Гавейна и Артура. Его роль аналогична в двух других текстах.
Происхождение Зелёного рыцаря
Один из самых значительных моментов в «Сэре Гавейне и Зелёном рыцаре» — «игра» с обезглавливанием. Этот обычай берёт своё начало в аналогичной сцене во французском романе о короле Артуре «Le Livre de Caradoc». Другие примеры включают средний ирландский текст, Пир Бикриу и французские романы La Mule Sans Frein и Hunbaut.
Фото: thecollector.com
Предшественники Зелёного рыцаря восходят к древности. Первый пример — великан Хумбаба, хранитель кедрового леса Ливана в древнем
месопотамском эпосе о Гильгамеше. Другим предшественником мог быть зелёный человек-мусульманин, известный как Кадр, чьи знания, вероятно, были принесены крестоносцами из Святой Земли. Второе обличие Зелёного Рыцаря, Бертилак, может представлять собой версию Дикого Охотника из европейского фольклора. Это фигура ведёт охотничий отряд по небу, и его обычно обрекают из-за какого-то преступления на охоту на вечность.
Значение и символизм в средневековых произведениях о Зелёном рыцаре
Образ Зелёного Рыцаря совмещает в себе единство двух понятий, природы и рыцарства. Во-первых, связь с природой очевидна по его одежде, доспехам, зелёной коже и коню. Во-вторых, продолжая дальше, можно заметить, что он представляет собой дух растительности. После обезглавливания он поднимает голову, которая продолжает говорить в его руке, и в следующий момент кладет её обратно на место. Наконец, Зелёный Рыцарь берёт на себя роль монстра в путешествии Гавейна. Он ждёт героя у Зелёной часовни и представляет собой последнее препятствие на его пути.
Фото: thecollector.com
Он также связан со средневековым Зелёным Человеком из европейского фольклора. Эта фигура представляет собой символ возрождения, цикла нового роста, который происходит каждую весну. Однако он не просто олицетворение Зелёного Человека, покрытого листвой, Зелёный Рыцарь отличается своей элегантной одеждой и украшенным топором. Как Бертилак, он одновременно средневековый дворянин и охотник.
Дикий охотник был идентифицирован как несколько фигур, таких как скандинавский бог Один. Как и король Артур, он связан с Херном-охотником из кельтской мифологии. Будучи аристократом, Бертилак обладает небольшим двором в Верхней Пустыне, на фоне которого Камелот Артура выглядит намного меньше.