Появление фотографии существенно изменило восприятие искусства и уступило место новым художественным течениям. Эти движения изменили представления людей об искусстве. Самый ранний широко доступный фотографический процесс был обнародован в 1839 году Луи Дагером, создателем дагерротипа. Популяризация фотографии вызвала большой резонанс в мире искусства и привела к значительным изменениям в его восприятии. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново.
По этой причине внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение эмоций и впечатлений.
Поэтому фотографию можно рассматривать как великий стимул к переосмыслению живописи, которое произошло в конце 19-го и на протяжении всего 20-го века.
Когда и как впервые появилась фотография
Первый успешный фотографический процесс, дагерротип или дагерротипия, был создан в 1837 году Луи Жаком Манде Дагером. Дагер ранее работал профессиональным художником-декоратором в театре. По этой причине он уже знал камеру-обскуру, маленькую затемнённую комнату с крошечным отверстием или линзой, через которую проходило изображение снаружи. Дагер вдохновился этим процессом, чтобы создать первую в мире фотокамеру.
Камера-обскура уже использовалась на протяжении веков и позволяла отражать изображения внешнего мира на плоской поверхности.
До Дагера основная трудность заключалась в том, чтобы выгравировать полученное изображение без необходимости рисовать его на листе бумаги.
Даже после того, как другим изобретателям в 19 веке удалось перенести изображение на кусок меди, изображение быстро исчезало при воздействии света. До Дагера фотография не могла покинуть фотолабораторию, в которой она была создана. Однако Дагер выгравировал изображения не на бумаге, а на медных пластинах, покрытых серебром. Об этом изобретении сообщил публике друг Доминик Франсуа Жан Араго в 1839 году. С тех пор этот новый процесс распространился по всему миру.
В конце 1839 года дагерротипы начали производиться в нескольких промышленно развитых странах. Из-за того, как быстро оно распространилось, это новое изобретение было быстро усовершенствовано несколькими производителями. Именно в Соединённом Королевстве в начале 1840-х годов появились первые европейские фотостудии. Время откровения значительно сократилось: с тридцати минут Дагера до двадцати секунд в большинстве студий.
Фото: thecollector.com
В конце 1880-х годов Джордж Истман создал первые киноплёнки. С этого момента фотографам не нужно было носить с собой медные пластины с серебряным покрытием, и фотография стала дешевле и доступнее.
Восприятие фотографии: демократизация искусства
Фотография оказала значительное влияние на общество 19-го века, и её восприятие в художественных кругах было разным. В то время как некоторые приветствовали фотографию и использовали её в качестве вспомогательного средства для своего художественного творчества, другие критиковали это изобретение и отказывались считать его полезным для художников, как, например,
Гюстав Курбе.
Несмотря на различия в восприятии фотографии, это изобретение произвело революцию в европейских обществах XIX века. Впервые искусство стало доступным не только для высших, но и для низших классов. Семьи среднего и низшего класса могли почти мгновенно сделать свои портреты в фотостудии по относительно доступным ценам. Можно сказать, что впервые произошла демократизация искусства и имиджа.
В то время как одни положительно отреагировали на это и доступность искусства для всего общества, другие увидели в этом банализацию художественного творчества. Многие критически относились к фотографии и видели в ней только промышленную имитацию искусства в коммерческих целях.
Искусство до появления фотографии
Несмотря на свои вариации, художественные движения в Европе до 19 века всегда были в центре внимания реализма. Их изменение и вариация проявлялись прежде всего в изменении темы или технике, но во всех них всегда ценилась реалистическая изобразительность.
Фото: rezedaphoto.com
На момент изобретения и распространения фотографии ведущими художественными течениями в Европе были романтизм и неоклассицизм. Первый уже внёс сдвиг в художественный мир, подчеркнув экспрессию художника. В романтической живописи было много элементов, не принадлежащих действительности (например, сверхъестественных элементов), но тем не менее изображаемых реалистично. В неоклассической живописи произошло возрождение изображения мифологических фигур и сцен. Как можно красивее и гармоничнее, они всегда изображались с большой детализацией и точностью.
Даже если некоторые художники не подпадали под эти художественные течения, они всё равно рисовали реалистично. Будь то человеческие сюжеты, природа или мифологические фигуры, то, что было общим для европейских картин того времени, заключалось в их стремлении к максимально точному и подробному изображению.
Импрессионизм: направление в искусстве, сформированное фотографией
Художники, ставшие свидетелями появления фотографии, развивали иное восприятие реальности и образов, чем их предшественники. Эти художники понимали, что реальность преходяща, а каждое мгновение мимолётно и ограничено. Эти художники поняли, что природа реальности должна быть в постоянном движении. По этой причине художественное направление импрессионизма первым отклонилось от реалистической нормы в европейском искусстве.
Художники-импрессионисты признали, что фотография лучше всего подходит для фиксации неподвижных изображений и что они не могут превзойти её. По этой причине импрессионисты исследовали другие измерения живописи, такие как цвет, свет и движение.
Этот стиль дал понять, что живопись не должна конкурировать с фотографией, а скорее дополнять её, представлять то, чего фотография не может.
Художники-импрессионисты вместо того, чтобы точно изображать действительность в деталях, сосредотачиваются на впечатлении от действительности и пытаются передать в своих картинах движение. Картины импрессионистов представляют реальность так, как она воспринимается человеческим глазом: мимолётную и преходящую, иногда неясную или размытую. Сначала эти несколько размытые изображения действительности критиковались как некачественные или незаконченные картины, но со временем их оценили. С этого времени стало общепризнанным, что живопись не может конкурировать с фотографией в точном отображении реальности. Это осознание в некотором роде освободило живопись от оков реализма и открыло дверь для сдвига в художественных кругах.
Фото: rezedaphoto.com
Вместо того чтобы ценить реализм, художники стали сосредотачиваться на выражении эмоций, впечатлений и всего того, что является частью человеческого опыта. Во многом импрессионизм создал мост между традиционным искусством, в основе которого был реализм, и искусством модернизма, дистанцировавшимся от точного изображения действительности.
Модернистское художественное движение: новая концепция искусства
К началу 20 века стало ясно, что фотография пришла навсегда. Не только это, но и ещё одно совершенно новое средство для представления реальности: кино. После показа фильма братьями Люмьер в Париже в 1895 году это новое средство быстро улучшилось и приобрело значительную популярность. Точное изображение реальности больше не было необходимой задачей для художников. По этой причине импрессионизм был лишь первым из ряда художественных движений, отклонившихся от реализма.
В первой половине 20-го века в модернизме было несколько движений, которые изменили мир искусства. Первым был фовизм, который изображал реальные сцены и предметы с использованием ярких цветов, обычно не соответствующих действительности. Фовисты использовали толстые мазки, черпая вдохновение у художников-постимпрессионистов, таких как
Винсент Ван Гог. Самым ярким представителем фовизма был
Анри Матисс. Когда его спросили, какого цвета платье дамы на его знаменитой картине «Женщина в шляпе», он якобы ответил: «Очевидно, чёрное».
Одним из самых ранних движений в рамках модернистского течения был экспрессионизм, который берёт своё начало у Ван Гога и
Эдварда Мунка, но получил значительное развитие через несколько десятилетий благодаря немецкой группе Die Brucke (Мост). В экспрессионизме основное внимание уделяется не точному представлению внешней реальности, а внутренней реальности, чувствам и эмоциям.
Художники-экспрессионисты использовали яркие цвета и необычайно толстые мазки, в результате чего получавшиеся картины были чрезвычайно плотными и насыщенными, передающими чёткие эмоции и окружающую среду.
В частности, в годы после Первой мировой войны картины экспрессионистов становятся особенно гротескными и мрачными. Сосредоточив внимание на эмоциях в изображении реальности, экспрессионисты могли нарисовать более точную и критическую картину общества.
Фото: rezedaphoto.com
Во многом эти картины могли показать то, чего не могла фотография, а именно чувства художников, окружающие изображаемую реальность. Вероятно, одним из самых известных движений в модернизме является
кубизм. Это движение произвело революцию в концепции перспективы и отказалось от представления трёхмерных объектов. Вместо того, чтобы использовать типичные методы моделирования и перспективы, кубисты, такие как
Пикассо или
Брак, представляли объекты как двухмерные, часто пытаясь включить разные перспективы одного объекта за раз. Исследуя перспективу таким образом, кубизм, как и другие модернистские направления в искусстве, выходит за рамки того, что может сделать фотография. Иногда изображаемые объекты настолько далеки от реальности, что понять, что они из себя представляют, крайне сложно. Позже кубизм стал более доступным и лёгким для понимания, как это видно на самых известных картинах Пикассо, таких как «Герника».
Примерно в 1920 году началось одно из самых важных движений в модернизме:
сюрреализм. Сюрреалисты продолжают то, на чём остановились
дадаисты. Хотя в первые годы своего существования дадаистское движение было плодотворным, оно быстро затерялось в собственном абсурдизме и было оставлено многими художниками. Сюрреализм, несмотря на свою загадочность и абсурдность, вовсе не лишён смысла. Наоборот, он пытается продемонстрировать дублирование психологических процессов в человеческом сознании, вызывающих сновидения и воображение. В сюрреалистической живописи представлена не физическая реальность, а мечта и бессознательная реальность.
Как и в других модернистских художественных течениях, сюрреализм дополняет фотографию, потому что он представляет нечто, находящееся далеко за пределами его досягаемости: человеческий разум и мир грёз.
Освободившись от оков реальности, художники-сюрреалисты революционным образом изображают мысли и мечты.
Как модернистская живопись повлияла на фотографию
Несмотря на то, что фотография не создавалась с художественными целями, художники быстро исследовали её. Сначала фотография использовалась как вспомогательное средство для живописи или других традиционных форм искусства. Позже некоторые художники начали исследовать сочетание фотографии, живописи и других техник, создав таким образом новые формы искусства, такие как фотомонтаж.
Одним из ведущих художников в этой новой художественной среде была Ханна Хёх, художница Веймарской республики, которая создала известные образцы фотомонтажа. Потребовалось некоторое время и разногласия, прежде чем фотография стала считаться формой изобразительного искусства. Многие критики даже в 20-м веке всё ещё отказывались воспринимать фотографию как нечто большее, чем промышленный механизм, имитирующий реальность, но сам по себе не имеющий большой художественной ценности. Однако на протяжении 20-го века фотография стала признаваться формой искусства, и фотографы изобрели новаторские способы самовыражения через неё.
Фото: rezedaphoto.com
Модернизм также значительно повлиял на фотографию и её альтернативные представления реальности и человеческих эмоций. В течение 20-го века фотографы также исследовали экспериментальную и абстрактную фотографию. Несмотря на то, что они по-прежнему отображают реальность, эти типы фотографии исследуют формы, цвета и перспективы, не стремясь точно передать данную сцену или объект.
Как фотография изменила восприятие человеком искусства: заключение
Изобретение дагерротипа в 1837 году повлияло на общество и художественный мир, чего Дагер не мог предвидеть. Превзойдя живопись в её способности отображать реальность, фотография в некотором роде освободила живопись от необходимости быть реалистичной. Фотография также обеспечила более широкий доступ к искусству и портретам, которые пользовались большим спросом в обществе 19 века.
Импрессионизм был первым движением, сформированным фотографией и отклонившимся от реализма, который был нормой в европейском искусстве. Это движение стало мостом между предыдущими движениями и модернизмом. В различных художественных течениях модернизма многие художники исследовали бесчисленное количество новых способов самовыражения. Художники стали сосредотачиваться на человеческом опыте и различных способах восприятия реальности и создавали революционные произведения.
Фотография следовала тенденции к субъективизму и абстракции, что способствовало её признанию в качестве самостоятельной формы искусства. В настоящее время искусство понимается не только как точное отображение реальности, но и как нечто, что вызывает мысли и эмоции. Многие зрители интересуются значениями и чувствами, которые произведение искусства передаёт или представляет, или социальной критикой, которую оно содержит.
Реализм, хотя и по-прежнему ценимый некоторыми, утратил своё приоритетное место в художественных кругах и у самих художников. Это особенно ясно, если подумать о художественных течениях, которые дистанцировались от реальности, таких как абстрактный экспрессионизм.