Откройте для себя волшебные фантастические пейзажи, загадочных существ и новаторскую жизнь Леоноры Каррингтон, британско-мексиканской художницы-сюрреалиста 20-го века, о вкладе в искусство которой часто забывают.
Леонора Каррингтон была британско-мексиканской художницей, которая на протяжении своей яркой 94-летней жизни была связана с движением сюрреалистов, жила и работала художницей среди захватывающих художественных сцен 20-го века в Лондоне, Париже и Мехико.
С момента своего рождения в 1917 году в Англии до своей смерти в 2011 году в Мексике художница-сюрреалист никогда не переставала раздвигать границы искусства, пола, духовности и собственного воображения.
Хотя сегодня многие ценители сюрреалистического искусства не слышали её имени, Леонора Каррингтон была мощной силой внутри и за пределами известного художественного движения.
Леонора Каррингтон восстала против традиционного воспитания
Леонора Каррингтон родилась в английской семье из высшего сословия в Ланкашире, и ещё с малых лет она начала смело восставать против жёсткой культуры и социальных ожиданий, предписанных таким привилегированным молодым женщинам, как она. Подростком Каррингтон была исключена из двух разных частных школ, так как её больше интересовало изучение фэнтези и басен, чем участие в балах дебютанток и религиозных мероприятиях.
Ранняя любовь художницы-сюрреалиста к английским писателям, таким как
Льюис Кэрролл и
Хелен Беатрикс Поттер, которые писали фантастические рассказы о животных, имела на неё влияние на протяжении всей жизни. Эти интересы проложили ей путь к открытию сюрреализма и, несмотря на неодобрение со стороны семьи и общества, к жизни на задворках высшего общества в качестве художника-сюрреалиста.
Леонора Каррингтон и сюрреализм
Сюрреализм — это авангардное художественное движение, которое развивалось вместе с теориями психоанализа
Зигмунда Фрейда между Первой и Второй мировыми войнами. Художники-сюрреалисты, такие как
Каррингтон, исследовали бессознательное, в результате чего получались дико выразительные, сказочные, а иногда и тревожные образы.
Фото: newstyle-mag.com
В 19 лет Леонора посетила первую Международную выставку сюрреалистов в Лондоне, где была очарована увлекательным искусством и идеологией нового движения. Каррингтон особенно нравились работы художника-сюрреалиста Макса Эрнста, и её привлекла его известная картина 1924 года «Двум детям угрожает соловей».
Вскоре у Каррингтон завязались романтические отношения, и она вместе с 46-летним Эрнстом отправилась в Париж, из-за чего семья отреклась от неё.
Она провела время, общаясь с кругом друзей-сюрреалистов Эрнста в Париже, но не была полностью охвачена сюрреалистическим движением, которое часто было проблематичным для женщин-художников. Её отношения с Эрнстом закончились через несколько лет.
Женщины-художницы-сюрреалисты
Хотя Леонора Каррингтон и другие женщины-художницы восприняли многие принципы сюрреализма как художественного движения, оно не давало им достаточного пространства, чтобы быть равным своим коллегам-мужчинам. Поскольку многие мужчины были склонны поддерживать проблематичные идеи Фрейда о женщинах и их предполагаемой неполноценности, женщины в сюрреалистических кругах изо всех сил старались, чтобы их считали чем-то большим, чем музами для художников-мужчин.
Как и в детстве, Каррингтон тоже восстала против этого ограничивающего ожидания и сказала: «У меня не было времени быть чьей-то музой. Я была слишком занята, восставая против своей семьи и учась на художника». Каррингтон чувствовала себя вправе отстаивать индивидуальную женственность и сексуальность в своих работах через собственную призму, а не через призму художника-мужчины.
Хотя Каррингтон на протяжении всей своей карьеры тянулась к сюрреализму, она взаимодействовала с художественным движением и его участниками на своих условиях - как из-за своего пола, так и из-за своей стойкой индивидуальности как художника.
В отличие от многих художников-сюрреалистов, Каррингтон не была сильно привязана к трудам Фрейда.
Вместо этого она была больше сосредоточена на изучении своей собственной автобиографии, включая её личную интерпретацию снов, духовность, сексуальность и растущий интерес к
алхимии и магическому реализму.
Фото: newstyle-mag.com
Помимо использования принципов сюрреалистического движения, Каррингтон также продолжала опираться на английские сказки, которыми она наслаждалась в детстве, и исследовать глубины собственного воображения. Её искусство, конечно же, основывалось на теориях бессознательного, которые были вездесущи в начале 20-го века, но она также развила свое собственное понимание этих идей и способов их выражения, а также сложности женской формы и опыта весьма индивидуалистически.
Воображаемая иконография Леоноры Каррингтон
Странные существа населяют полотна Леоноры, от грозных минотавров до миниатюрных собак, от могущественных богинь до торжественных детей. Она использовала небольшие мазки, чтобы аккуратно создавать слои краски, обеспечивая богатый уровень детализации, необходимый для содержания её увлекательных символических концепций. Всегда очарованная художественным и психологическим потенциалом животных сюжетов, Каррингтон иногда тонко вписывала себя в свои композиции в образе белой лошади.
Как и многие художники-сюрреалисты, Каррингтон была вдохновлена сверхъестественным искусством нидерландского художника 15-го века
Иеронима Босха, который на протяжении веков славился своими очень подробными, фантастическими, а иногда и жуткими картинами, которые всегда до краёв набиты воображаемыми существами.
Замечательная способность Босха объединять библейские, фольклорные и совершенно оригинальные отсылки в уникальную динамичную композицию очаровала Каррингтон, которая часто пыталась повторить этот подвиг в своих работах.
Художница отточила свой индивидуалистический сюрреалистический стиль живописи, объединив увлечение внеконфессиональной духовностью, сюрреализмом и психоанализом с интересом к магическому реализму.
Фото: newstyle-mag.com
Жанр магического реализма зародился в немецкой литературе 1920-х годов и стремился творчески стереть грань между реальностью и фантазией. Каррингтон исследовала потенциал магического реализма в своей работе, добавляя фантастические элементы и кошмарных существ к обычным ситуациям и реалистичным пейзажам, создавая наводящий на размышления сказочный эффект.
Переезд из Европы в Мексику
В 1940-х годах, в разгар нацистской оккупации Европы, Леонора переехала в Мехико после серии неудач с психическим здоровьем. По сравнению с высшим обществом Англии новая культура и более благоприятный климат Мексики вдохнули новую жизнь в творчество Каррингтон. Там она рисовала, ваяла и издавала книги. Она стала чем-то вроде знаменитости и в 1947 году была единственной англичанкой, приглашённой для демонстрации работ на международной выставке сюрреалистов в Нью-Йорке.
Жизнь в Мехико открыла для художницы бесчисленное множество новых идей, увлечений и практик.
Она изучала писания древних майя, в том числе «Пополь-Вух», священный текст о народе киче, который раздул пламя её страсти к мифологии и алхимии. Она также занялась кулинарией, вдохновившись целительной силой и алхимическими преобразованиями, которые видела в традиционной мексиканской кухне.
В 1950-х и 60-х годах Каррингтон была неотъемлемой частью женского освободительного движения в Мексике, а в 70-х она участвовала в создании мексиканского фильма ужасов. Женщина с радостью остаётся в Мехико на всю оставшуюся жизнь, найдя сообщество среди других художников-экспатриантов, за одного из которых она вышла замуж. Вместе со своим мужем, венгерским фотографом Эмерико «Чики» Вайсом, у Каррингтон было двое детей — Габриэль, который вырос и стал поэтом, и Пабло, который пошёл по стопам своей матери и стал художником-сюрреалистом.
Дальнейшая жизнь и наследие Леоноры Каррингтон
Инновационная работа Леоноры в качестве художника-сюрреалиста охватила восемь десятилетий и два континента. В 2005 году одна из работ Каррингтона была продана на аукционе Christie’s за 713 000 долларов, что стало рекордом по самой высокой цене, уплаченной на аукционе за работу живого художника-сюрреалиста. Несмотря на это, во многих дискуссиях о современном искусстве в западном мире часто не упоминается огромное влияние Каррингтон на развитие сюрреализма в Европе и Мексике и на глобальную борьбу за равенство женщин.
Фото: newstyle-mag.com
Ближе к концу своей жизни Леонора заметила: «Единственную вещь, что я знаю, это то, что я не знаю», — иллюстрируя, что творческое исследование, как в уме, так и во всём её окружении, продолжалось всю жизнь и постоянно развивалось. Даже после её смерти работы и идеи Каррингтон продолжают находить отклик и расширять своё влияние. Она была предметом ретроспектив в крупных музеях. В 2018 году благодаря пожертвованиям сына художницы Пабло Вайса Каррингтона Музей Леоноры Каррингтон открыл два зала в Мексике, где можно увидеть коллекцию произведений искусства и личных вещей художницы-сюрреалиста.
Совсем недавно, в 2021 году, обнаруженный набор иллюстраций Таро Леоноры Каррингтон был опубликован в книге, очаровавшей новую аудиторию своими потусторонними иллюстрациями в культовом формате.