Мэри Кассат (1844-1926) - американская художница-импрессионист, прожившая большую часть своей жизни во Франции. Она сосредоточилась на том, чтобы запечатлеть женщин в их повседневных задачах в масле, пастели и гравюрах, и создала много инновационных представлений матерей и детей.
Кассат оказала огромное влияние на поощрение выставки и коллекции импрессионистского искусства в Соединенных Штатах.
Ранняя жизнь
Мэри Стивенсон Кассат родилась 22 мая 1844 года в городе Аллегейни недалеко от Питтсбурга, штат Пенсильвания. Она родилась в семье высшего среднего класса, отец - Роберт Симпсон Кассат, очень успешный биржевой маклер, а её брат Александр станет очень богатым железнодорожным магнатом и президентом Пенсильванской железной дороги. В 1849 году семья переехала в Филадельфию. Между 1851 и 1855 годами Мэри сопровождала свою семью в турне по Европе. В возрасте всего 16 лет Мэри начала учиться в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии.
Как и многие импрессионисты, она была разочарована более традиционными методами обучения и решила пойти своим путём.
Кассат переехала с матерью и другом в Париж в 1865 году, чтобы изучать живопись у Томаса Кутюра, Жана-Леона Жерома и Чарльза Чаплина (не актёра). Учёба была прервана франко-прусской войной 1870 года, когда она вернулась в Соединенные Штаты. Вернувшись в Европу в 1871 году, Кассат отправился в длительное культурное турне по Нидерландам, Бельгии, Испании и Италии. Она изучала искусство в общественных галереях и была впечатлена такими мастерами, как Питер Пауль Рубенс (1577-1640) и Корреджо (1489-1534).
Фото: www.worldhistory.org
В конце концов, вернувшись в Париж, Кассат снова поселилась в столице и нацелилась на то, чтобы её представление было принято Парижским салоном, тогда главным выставочным пространством для изобразительного искусства. Её приняли в Салон в 1874 году, а ещё две картины отобрали в следующем году. Все три работы напоминают об Испании, тогда модной в живописи, известной как Espagnolisme. В 1877 году Салон отклонил портрет, присланный Кассат на рассмотрение, и это разочарование, возможно, послужило катализатором для неё, чтобы исследовать другие пути, те, где она могла бы работать "без учёта мнения жюри".
Историк искусства С. Роу даёт следующее описание внешности Мэри:
Мэри Кассат была высокой и властной, с тонкой талией, маленькими глазами и сильным подбородком. Она, конечно, не была традиционно хорошенькой, но, как она вполне резонно заметила [своей подруге] Лузин, вряд ли это была её вина. Она оделась безукоризненно в последние, сшитые на заказ моды, прекрасные сапоги и шикарные шляпы, и держалась очень прямо. У неё был громкий голос... [и] ужасный акцент, когда она говорила по-французски.
Фото: www.worldhistory.org
Влияние и стиль
Кассат стремилась узнать больше о новых художниках-авангардистах, которые вызвали такой ажиотаж в мире искусства. Свободно владея французским языком, она подружилась со многими своими коллегами-импрессионистами. Она была близка с
Эдгаром Дега (1834-1917), с которым познакомилась около 1875 года. Кассат была моделью для нескольких картин Дега, в частности, Мэри Кассат в Лувре (1885), где она показана сзади, любуясь древнеегипетскими артефактами. Она также появляется во многих пастельных магазинах модистки Дега, без сомнения, из-за собственного вкуса Кассат в прекрасных шляпах. Кассат также дружил с
Бертой Моризо (1841-1895), и она даже посетила затворника
Поля Сезанна (1839-1906) в его доме в Экс-ан-Провансе в 1894 году.
Кассат, наряду с Моризо, добавила новое измерение в движение импрессионистов, поскольку они часто выбирали в качестве своих сюжетов и реальных женщин, живущих реальной жизнью (в отличие от иногда идеализированного взгляда на женщин, который любили давать художники-мужчины).
Кассат и Моризо показывают нам женщин на досуге, читающих, пьющих чай, наслаждающихся оперой и заботящихся о своих детях.
Последние особенно интересовали Кассат, так как она находила их "такими естественными и правдивыми. У них нет arriere pensee [скрытого мотива]".
Фото: www.worldhistory.org
Сюжеты, возможно, немного отличались, но мастерство Кассат находится на одном уровне с мужчинами импрессионистами. Дега, описывая её ремесло, однажды отметил "отражения и тени на коже и костюмах, к которым она имеет наибольшее чувство и понимание" (Говард, 165). Кассат создала образы, которые были смесью сильной композиции с нежным эмоциональным пониманием.
Историк искусства М. Говард даёт следующее резюме зрелого стиля Кассат:
Её работа показывает сильную декоративную чувствительность в сочетании с особой любовью к необычным перспективам, асимметричным композициям, чистой окраске, острому резкому рисунку и проницательной и сочувственной характеристике предметов.
Фото: www.worldhistory.org
Выставки импрессионистов
Кассат был приглашена для участия в четвёртом издании парижских выставок импрессионистов, 1874-86. В апреле и мае 1879 года на выставке было представлено более 260 работ 15 художников. Там были картины маслом, пастельные работы и нарисованные веера (считавшиеся более продаваемыми). Новшеством для этой выставки стало использование цветных рамок для некоторых работ, когда это считалось дополнением к искусству. Например, женщине с веером сделали киноварную рамку, а её ложу в Опере зелёный.
Выставка была самой успешной с точки зрения посетителей – около 16 000 – и денег, причём каждый художник получил дивиденды в размере 439 франков. На свою долю Кассат купила картину
Моне и картину Дега. Она вернётся в пятом издании в 1880 году (которое она помогла финансировать), в шестом в 1881 году (когда она была одной из немногих художников, получивших положительные отзывы) и в восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году.
Фото: www.worldhistory.org
Это была долгая и порой ожесточённая борьба за то, чтобы выставлять независимые выставки и признавать импрессионизм чем-то ценным, как однажды заметила Кассат в письме:
Нас так мало, что каждый из нас обязан пожертвовать всем, что у нас есть. Вы знаете, как трудно открыть что-либо вроде независимого действия среди французских художников, и мы ведём отчаянную борьбу, и нам нужны все наши силы, так как каждый год появляются новые дезертиры.
Как уже отмечалось, некоторые критики в конце концов пришли и сплотились по этому поводу. Работа Кассат на шестой выставке вызвала следующие комментарии Йориса-Карла Гюисманса в L'Art Moderne: "Возникла художница, которая никому ничего не должна, художница, которая с первой попытки установила свою личность".
Фото: www.worldhistory.org
Печать
Кассат находился под влиянием японского искусства 1880-х годов, особенно гравюр, которые стали популярными во Франции в этот период. Художница не только использовала масляные краски, но и часто работала с другими материалами, в частности пастелью и экспериментировала с инталией. Она также очень интересовалась гравюрами, техникой, которую она изучала в Риме и именно в этих сухих отпечатках и цветных литографиях она проявила влияние японского искусства.
Как и её картины, гравюры Кассат продолжают показывать женщин за их повседневными делами, но она использует более широкие области одного цвета, контуры смелые, широкие и чётко определенные, и она игнорирует перспективу. С Дега (который владел печатным станком), Кассат,
Камиль Писсарро (1830-1903) и
Гюстав Кайботт (1848-94) вместе разработали совершенно новые методы цветной печати. Эта работа повлияла на их более поздние стили живописи, но никто из них, похоже, не думал о том, чтобы с помощью печати подзаработать на дешёвых копиях.
Фото: www.worldhistory.org
Поощрение коллекционеров
С 1880-х годов международные коллекционеры, такие как Пол Дюран-Рюэль (1831-1922), начали выставлять импрессионистов за пределами Европы, особенно в Нью-Йорке. В Америке этот новый художественный стиль получил более благоприятный отклик как у публики, так и у критиков по сравнению с их приёмом в Париже. Кассат оказала влияние на успех импрессионизма в своей родной стране. Благодаря своей изысканной одежде и экстравагантным шляпам Кассат стала запоминающимся мостом между покупателями и художниками.
Она поощряла своего брата Александра создавать коллекцию произведений искусства, а своего друга Генри Осборна Хавмейера, чрезвычайно богатого рафинадщика сахара, известного как "Сахарный король", и его жену Луисину (старую школьную подругу Мэри), чтобы начать добавлять импрессионистов в свою коллекцию старых мастеров.
Хавмейер последовал совету Кассат и собрал звёздную коллекцию, которая сейчас находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Ещё одним другом, вдохновлённым коллекционированием, была Берта Палмер, которая позже завещала свои картины Чикагскому художественному институту. Одной из областей, где Кассат не помогла изобразительному искусству в Соединенных Штатах, были конкурсы, она всегда отказывалась стать членом жури, несмотря на многочисленные предложения. Возможно, в этом сыграло роль отношение к самовыражению в Парижском салоне. Будучи, сама не принята сразу, она не хотела этого для молодых художников.
Фото: www.worldhistory.org
Смерть и наследие
В 1891 году у неё была персональная выставка в галерее Дюран-Рюэля в Париже. В 1893 году Кассат ненадолго вернулась в Соединённые Штаты, чтобы написать большую фреску для женского павильона на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго. В том же году Дюран-Рюэль провёл успешную выставку-продажу в своей галерее, посвящённую только Мэри Кассат, и которая была намного больше, чем выставка два года назад.
Мэри не нужно было зарабатывать на жизнь своим искусством, но она, должно быть, в любом случае была довольна общественным успехом, и деньги были превращены в полезную инвестицию в недвижимость. С 1894 года Кассат поселилась в замке Бофресн в Ле-Месниль-Терибюс на севере Франции. В 1895 году Дюран-Рюэль организовал ещё одну выставку для Кассат, на этот раз в его Нью-йоркской галерее, где 58 работ были выставлены на продажу.
Фото: www.worldhistory.org
Страдая от плохого здоровья и потери зрения в последние годы жизни, художница была вынуждена бросить живопись около 1914 года. Она провела время в Грассе на юге Франции во время войны (1914-18) и встретилась там с
Ренуаром. Мэри Кассат умерла в Париже 14 июня 1926 года. Она никогда не была замужем и не имела детей.
Кассат предложила уникальный взгляд на семейную жизнь в XIX веке, её работа захватывает сцены, которые мужчины-художники не хотели исследовать. Кроме того, Кассат была одной из немногих успешных женщин-художников в период, когда считалось неженственным делать карьеру в искусстве. Её успех помог открыть двери для других женщин-художников, таких как решение Школы изящных искусств в Париже принять женщин с 1897 года.