Девять муз из
греческой мифологии были покровительницами искусств. Эти женщины вдохновили на всевозможные открытия и творения, от науки до искусства. Вдохновение — нечто мистическое, неосязаемое, охватывающее и художника, и писателя, и изобретателя, и даже учёного.
В греческой мифологии источником этого вдохновения считались музы. Они руководили искусством и наукой, часто помогая и направляя людей к великим идеям и открытиям.
Именно от слова «муза» получилось слово «музей», которое является подходящим местом, где славно проявляется творчество. В музеях люди получают дополнительную стимуляцию, и цикл изобретательности продолжается.
Девятью музами были Каллиопа, Клио, Эрато, Эвтерпа, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания.
Кто такие музы
Дочери Зевса и Мнемозины, девять муз были рождены, чтобы вызывать энтузиазм и вдохновлять. Зевс был царём всех греческих богов, а их мать, Мнемозина, была титанидой, олицетворяющей память. Память была особенно подходящей матерью муз, потому что в значительной степени в неграмотном обществе память была необходима, чтобы помнить произведения поэтов и учёных.
Девять муз жили на горе Геликон, и они часто сопровождали бога Аполлона, владения которого часто пересекались с музами. Он руководил такими понятиями, как Музыка, Свет, Красноречие, Поэзия и Солнце. В поэтическом сочинении древние барды призывали муз помочь им спеть, рассказать историю или вспомнить великие истории героев и героинь. Заклинание начиналось со слов «Пой, о Муза…» или «Пой, богиня…».
Каллиопа
Каллиопа была музой эпической поэзии, и её имя переводится с древнегреческого как «прекрасный голос».
В произведениях искусства она часто появляется со свитком или табличкой, на которой написаны известные стихи.
Как старшая из сестёр, она была первопроходцем Муз. Многие писатели ссылались на силу и поддержку Каллиопы, когда сочиняли фантастические стихи о греческих героях и их приключениях.
Одно из самых известных обращений к музе находится в начале эпической поэмы «Илиада». Гомер взывает к музе:
«Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,
Много сильных душ героев пославший к Аиду,
Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным
Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса, …»
(Илиада, первые строки)
Фото: uamodna.com
В более ранние эпохи роль Каллиопы была записана как охватывающая музыку, песни и танцы. Её сын Орфей был благословлён её талантом и стал непревзойденным музыкантом. По словам Аполлодора, его пение и талант игры на лире были достаточно волнующими, чтобы заставить «камни и деревья» двигаться. Филострат в своих «Картинах» также комментирует благословение Каллиопы, описывая Орфея так: «Его музыкой очарованы даже существа, не обладающие разумом человека, согласны все писатели мифов».
В Древней Греции эпическая поэзия обычно сопровождалась музыкой. Считалось, что если муза будет впечатлена мастерством барда, она станцует под его музыку и тем окажет благосклонность создателю. Проперций говорит о Каллиопе в «Элегиях» 3.2: «Музы — мои друзья, мои стихи дороги читателю, и Каллиопа никогда не устает танцевать под мои ритмы».
Клио
Клио была музой истории. У неё была сила увековечить кого угодно: будь то герои, поэты или политики. Она совершала это, делая их дела настолько незабываемыми, что о них будут помнить веками. «kleio» означает «сделать известным». Распространено мнение, что Клио может благословить тех, кому она благоволит, историческим бессмертием.
Фото: uamodna.com
Статий был римским эпическим писателем, который хотел, чтобы его произведения не были запятнаны временем. В своём сочинении «Фиваида» (10.630) он взывает к музе: «Начни ты, не забывающая Клио, ибо все века в твоём хранении и все легендарные анналы прошлого».
Музы были богинями великой силы, а Клио была необходима для памяти и будущего человечества.
Поскольку она знала, какие дела войдут в историю, она знала и будущее. О каких поступках в будущем общество хотело бы помнить.
Валериус Флакк признает её силу: «Клио…тебе, о Муза, была дарована сила знать сердца богов и пути возникновения вещей». — Аргонавтика.
Эрато
Из всех муз Эрато была той, кто вызывал наибольшую душевную боль и преданность. Она была музой любви и лирической поэзии. Крылатый бог Эрос был обычным аккомпанементом музы, и он дал ей множество идей.
Фото: uamodna.com
Эрос был богом эротической любви, и поэтому пара вместе могла вдохновить сердца писателей на создание пылких и глубоких произведений искусства. Аполлоний Родиус в своей «Аргонавтике» написал это в начале своей версии истории любви между Ясоном и Медеей. В греческом мифе эта любовь принимает худший оборот, и позже Ясон бросает Медею ради другой женщины. В отместку Медея в безумной ярости убивает Ясона и своих детей.
Возможно, вдохновлённая Эрато, сказка рассказывает об опасностях страстной и разрушительной любви.
Эвтерпа
Эвтерпа была музой музыки и лирической поэзии. Слова из знаменитой песни ABBA «Спасибо за музыку», вдохновлённые музой, иллюстрируют важность музыки для культуры и жизни человека.
В Древней Греции музыка была столь же почитаема, поэтому имя этой музы переводится как «дающая наслаждение». Предпочтительные инструменты, изображённые рядом с Эвтерпой, обычно представляют собой двухтрубную или двойную флейту и лиру, которые являются древнегреческими инструментами.
Говорят, что Эвтерпа изобрела эти и другие духовые инструменты, чтобы человечество могло наслаждаться музыкой.
Музы и их связь с развлечениями означали, что одной из их главных ролей было развлекать греческих богов, живших на горе Олимп.
Мельпомена
Большинство муз были покровительницами восхитительных вещей, но для Мельпомены это было не так. Мельпомена была музой трагедии. В произведениях искусства её образ иллюстрируется с кинжалом, мечом, трагической маской или выражением скорби. По иронии судьбы это не соответствует её имени, которое в переводе с древнегреческого означает «праздновать с песней». Однако это могло намекать на трагические, но горько-сладкие прощальные песни похоронных обрядов. Через трагедию можно восславить сладость и краткость жизни.
Мельпомена была также матерью сирен. Сирены были прекрасными существами полуженщинами-полуптицами, которых иногда изображали в виде русалок, которые очаровательно пели морякам, чтобы заманить их на смерть в водную пучину.
Фото: uamodna.com
Говорят, что драматург Софокл был благословлён Мельпоменой, так как его трагедии были очень глубокими. Некоторые из самых известных трагедий Софокла — «Антигона», «Электра», «Женщины Трахиды» и «Эдип». Интересно, что Софокл часто писал о горестях женщин и выделял их переживания как достойные темы трагедии.
Чаще всего в Древней Греции трагедию изображали через поражение могучих героев.
Полигимния
Полигимния — иногда пишется как Полимния — была музой священной поэзии и красноречия. Её имя означает «много похвал». Музу иногда изображали рядом со знаменитым оратором Демосфеном.
Демосфен был афинским оратором, владевшим сильными речами, и ему обычно удавалось склонить аудиторию в свою пользу. Среди его самых известных речей были Филиппики, в которых он пытался объединить афинян против надвигающегося вторжения царя Филиппа Македонского.
Фото: uamodna.com
Желающие произносить красноречивые речи в сфере политики молились Полигимнии и просили её руководства и совета.
Терпсихора
Все музы любили танцевать, но Терпсихора властвовала над танцем и хоровым пением. Её имя в переводе с древнегреческого означает «наслаждающаяся танцем».
В современном языке её имя является корнем многих слов, связанных с темой танца.
Это название выбиралось для многих песен и танцевальных мелодий на протяжении всей истории.
В древнегреческой культуре танец был важной частью того, как общество воспринимало понятия гармонии и души. Музыка и танцы были неотъемлемой частью образования. В древней Спарте традиционное образование агоге предписывало родителям учить своих детей танцевать с пятилетнего возраста. Танцы также были способом прославления богов и празднования на фестивалях.
Фото: uamodna.com
Бог
Дионис (также известный как Бахус) особенно почитался через танец. У него была особая группа последователей, называемых менадами, которые пили вино и безумно танцевали. Терпсихора танцевала рядом с ними и вдохновляла других двигаться.
«Танец из всех искусств больше всего воздействует на душу» (цитата приписывается Платону)
Талия
Талия была музой комедии, а её имя в переводе с древнегреческого означает «праздник». В искусстве она держит комедийную маску. На картине Жан-Марка Натье запечатлена озорная ухмылка музы под вздымающейся накидкой.
Менандр и Аристофан были двумя известнейшими древнегреческими драматургами-комедиографами. Их работы перемежаются политической сатирой, шутками, шутовством и забавными танцами.
Например, «Старый сварливый» Менандра — комедия о сварливом старике, пытающемся помешать своей дочери выйти замуж за энергичного молодого человека. В то время как «Лисистрата» Аристофана - сатира на афинское общество.
Фото: uamodna.com
Иногда комические драматурги даже вплетали философию в свои произведения. Философия, рассказанная через комедию, часто была беззаботным способом представить зрителям сложные темы.
Урания
Помимо музыки, песен и танцев, музы также имели влияние на научную сферу. Урания была музой астрономии, поэтому на картинах она изображалась с глобусом. Её корона из звёзд также символизирует влияние на астрономические знания.
Имя Урании в переводе с древнегреческого означает «небесная», и её часто упоминали как обладательницу мягкого голоса и приятного темперамента.
Урания обладала способностью вдохновлять научную мысль, чтобы помочь людям продвинуться дальше своего времени.
Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке» (4. 7. 1) утверждает: «…мужчин, получивших от неё наставления, она возносит на небо (ouranos), ибо это факт, что воображение и сила мысли возносят человеческие души к небесным высотам».
Урания также обладала способностью предсказывать будущее. С помощью гадания она предсказывала судьбы людей. В связи с этим её советы ценились и всегда искались.
Фото: uamodna.com
В присутствии Урании люди будут смотреть на звёзды и размышлять. «Мы люди, потому что смотрим на звёзды, или мы смотрим на звёзды, потому что мы люди?» (Нил Гейман, «Звёздная пыль»)
Музы сквозь историю
Музы были просто неотъемлемой частью Древней Греции; их влияние пронизывало многие эпохи.
Римляне прославляли муз так же страстно, как и греки, и в эпоху Возрождения, когда греческое влияние было на подъёме, многие призывали муз. Поэты, писатели и художники, такие как Шекспир, Данте, Россетти и Мильтон, восхваляли муз в своих произведениях.
Термин «муза» эволюционировал в значение «тот, кто вдохновляет», поэтому художники часто называли своих натурщиков «музами», потому что они вдохновляли их чудесное искусство.
Писатели, которые были вдохновлены людьми в своей жизни, также часто называли таких людей своими музами. Даже в наши дни заметно влияние муз. Современный пересказ Натали Хейнс о Троянской войне с женской точки зрения включает в себя главы с точки зрения Каллиопы. В повествовании она откликается на призыв неназванного рассказчика, помогая ему описать переживания этих женщин.
В целом, музы в мифах и идентифицированные музы творческих мыслителей с течением времени вдохновляли на великолепные открытия и творения. Поступая так, они поддерживали восторг от человеческого опыта, творчества и мысли.