Гор, бог-сокол, который был помощником Ра и символизировал власть фараона на протяжении большей части египетской истории. Отомстив за смерть своего отца Осириса, он унаследовал право править землёй Египта и стал одним из самых важных богов в египетском пантеоне.
В этой статье описаны мифы и интересные факты об этом любопытном египетском боге.
Гор - бог-сокол
Гор — один из самых ранних известных египетских богов. Есть упоминания об этом боге, восходящие к началу египетской истории, и он изображён на самой старой из известных существующих культовых статуй. Самая распространённая форма, в которой Гор появляется в иконографии, — это сокол. Иногда, особенно начиная со Среднего царства (ок. 1975–1640 гг. до н. э.), Гора изображают в виде крылатого солнечного диска, представляющего Гора из Бехдета, города в дельте Нила и важного культового центра бога-сокола.
Это один из самых распространённых образов в египетской религиозной архитектуре, тысячи примеров которого находятся в музеях и памятниках.
Согласно египетской мифологии, Гор был сыном Исиды и Осириса, богини любви и бога мёртвых соответственно. Он был непосредственно связан с египетским царством с самых ранних времён, когда его изображение появилось в некоторых прямоугольных устройствах, известных как серехи. Серехи были эмблемами самых ранних фараонов и изображали бога-сокола, сидящего на фасаде дворцовой ограды. Это подразумевало прямую связь между Гором и царями, и действительно, «имя Гора» было одним из многих титулов царя. Помимо того, что царь носил имя Гора, его обычно изображали в форме сокола, парящего над его головой.
Соперничество Гора и Сета
Но как Гор стал символом царской власти? Начиная с Первой династии (ок. 2925–2775 гг. До н. э.) Гор представлялся вечным антагонистом другого могущественного бога, Сета. Баланс между ними привёл к гармонии Верхнего и Нижнего Египта, но только один из них мог представлять фараона.
В очень известном мифе «Спор Гора и Сета», говорится, что группа из девяти богов (Эннеада) была собрана после смерти Осириса, чтобы обсудить, какой бог унаследует его царство. Наиболее вероятными оказались два имени: Гор и Сет. Первый был прямым потомком Осириса, но был ещё молод и неподготовлен. Последний, брат Осириса, был гораздо более зрелым, но он же и убил Осириса. Было решено, что два бога устроят соревнование, и победитель получит царство Осириса.
Фото: godsbay.ru
Поскольку форму соревнования оставили на усмотрение участников, каждый из них придумал ряд состязаний, в которых, по их мнению, у них было преимущество перед противником. Например, Сет, которого обычно ассоциировали с опасным бегемотом, однажды предложил им превратиться в гиппопотамов и нырнуть в Нил. Победит тот, кто сможет дольше задерживать дыхание. Конечно, Сет легко бы победил, но мать Гора Исида пришла на помощь, вонзив в Сета медное копьё.
В конце концов, Гор был провозглашён победителем и законным наследником престола Египта. Вот почему большинство фараонов в истории Египта носят «имя Гора» и используют образ бога-сокола почти в каждом сохранившемся произведении искусства.
Разные облики Гора
Гор — одно из немногих божеств, точное происхождение которых известно. Он родился в городе Нехен (Иераконполис по-гречески), где в Древнем царстве ему поклонялись как «Гору из Нехена». Его культ быстро распространился по стране, и поэтому бог-сокол появился во многих местах как местный бог под разными эпитетами и именами. Им был, например, Хоремахет («Гор на горизонте»). Как детское божество, его обожали под именем Гарпократ, особенно в более поздние периоды. Гарпократа всегда изображают сосущим большой палец и с типичной прядью волос, которую носили только дети. Иногда он появлялся в детстве в сопровождении своей матери Исиды под именем Хорсиесис, «Сын Исиды». Есть много изображений Гора в виде старика в храме Ком Омбо, недалеко от Первого порога Нила. Имя, которое сопровождает картины и статуи, — Хароэрис, «Гор-старший», фигура мудрости и опыта. Наконец, во многих египетских городах богу-соколу поклонялись как Харахте, «Гору горизонта», и тесно связанному с Ра, богом солнца. Позже обе фигуры слились в одну, Ра-Хорахты, которая почти всегда изображалась в виде крылатого солнечного диска. Ещё позже к многоликому богу было добавлено третье божество, что сделало его самым могущественным богом позднего периода, Ра-Хорахти-Атумом.
Фото: godsbay.ru
Гор - Бог Солнца
Слово, от которого произошло имя Гор, означает «высокий». В своей первоначальной форме он был известен как «владыка неба», предшествующий всем остальным богам. Соответственно, он должен был содержать и Солнце, и Луну.
В некоторых письменных отчётах утверждалось, что звезда и спутник соответствуют правому и левому глазу Гора соответственно.
Замечено также, что Луна не такая яркая, как Солнце, и это объясняется в «Спор Гора и Сета»: во время различных состязаний и стычек между богами Сет потерял яичко, а Гору выкололи глаз. Вот почему один его глаз сияет ярче другого.
Как сказано выше, когда Гор слился с Ра, он стал известен как Ра-Хорахти, Утреннее Солнце. На большинстве изображений этого многоликого бога он изображён в антропоморфной форме с головой сокола и солнечным диском над головой. На одном редком гребне из слоновой кости, датируемом Первой династией, изображена лодка с соколом над парой распростёртых крыльев, подразумевая, что это была солнечная поверхность и что бог-сокол пересекал небо как бог солнца.
Фото: godsbay.ru
Покровитель двух земель
Когда Эннеада пожаловала Гору царствование Осириса, он стал известен как Харсомптус, «Гор-Объединитель», ибо он должен был удерживать вместе обе части страны: Верхний Египет и Нижний Египет. Бог-сокол с радостью исполнил роль правителя объединённой земли, но в некоторых текстах, найденных в Ком-Омбо и Эдфу, рассказывается другая история. Здесь у Гора Старшего есть сын от Хатхор, которого зовут Панебтави, «Владыка двух земель», и который отвечает за поддержание единства и мира во всей стране.
Представление о том, что правящий царь был воплощением Гора, возникло во времена Первой династии, в Нехен. Впоследствии, когда Верхний Египет и Нижний Египет были объединены царями Нехен, это представление стало принятой догмой. Доказательством этого является тот факт, что Гору одинаково поклонялись и в Дельте (например, в Бехдете), и в Верхнем Египте. В Эдфу, например, было много церемоний в честь бога-сокола.
Во время ежегодной коронации Священного сокола, проводимой в начале 5-го месяца египетского календаря, был выбран реальный сокол, который представлял Гора как царя всего Египта. Ритуалы, проводимые во время этого важного праздника, символизировали объединение двух земель Гором.
Фото: godsbay.ru
Гор как защитник
В обычной сказке, рассказанной в Поздний период, говорится, что после убийства своего брата Осириса Сет отправился за вдовой и их сыном. Исида взяла младенца Гарпократа и сбежала в Дельту, где они спрятались посреди болотистой местности. Однажды утром Исида оставила ребёнка Гора без присмотра, а сама ушла искать еду. Когда она вернулась, Гор был укушен ядовитой змеей и мучился. В отчаянии Исида начала плакать и призвала богов на помощь. Хатор и Тот прибыли почти сразу на место, и Тот, будучи богом медицины, быстро спас ребёнка от верной смерти. В результате Гор стал известен как ребёнок, переживший смертельный укус.
Особенно в Поздний период у людей были стелы Гора, переступающего через крокодилов и держащего опасных ядовитых животных для защиты. Они либо помещали эти стелы в определённые святилища, либо держали их в своих домах, чтобы получить защиту Гора.
Что символизирует глаз Гора
Среди самых ранних источников египетских мифов имеются так называемые «Тексты пирамид», относящиеся к позднему Старому царству (ок. 2686–2181 гг. до н. э.). Они не только содержат некоторые примитивные формы «Спора Гора и Сета», но и объясняют происхождение Ока Гора, очень популярного амулета, использовавшегося для защиты.
Египетское имя Ока было Уаджет. В «Текстах пирамид» Сет крадёт Око Гора и пытается уничтожить, проглотив его. Однако Гор способен вернуть свой Глаз и волшебным образом исцелиться.
Фото: godsbay.ru
История не всегда рассказывается одними и теми же словами, но большинство источников сходятся во мнении, что именно Тот наконец положил конец конфликту между Гором и Сетом. Кроме того, говорят, что он забрал повреждённый глаз.
В Книге Мёртвых, сборнике текстов Нового Царства, говорится, что Сет атаковал глаз Гора в образе гигантского чёрного кабана. Наконец, в «Спорах Гора и Сета» именно Хатор восстанавливает Око Гора с помощью магии и молока газели. Несмотря на различия в способах повествования, восстановление Ока Гора, кажется, называется «наполнением» глаза.
Когда Хатор наполняла глазницу белым молоком газели, это напоминало Луну, и в более поздние времена этот процесс был связан с прибывающей луной. История «наполнения» Ока Гора объясняет, почему впоследствии его стали рассматривать как совершенный символ исцеления и восполнения жизненной силы.