Потрясающий, удивительный, неповторимый Хундертвассер. Очень трудно писать о человеке, который стал моим вдохновителем, другом, советчиком. Когда я что-то хочу придумать, пытаюсь представить себе, как придумал бы он.
Он для меня пример свободолюбивого человека, который сумел в имперской Вене с её помпезной архитектурой построить свои удивительные чудаковатые смешные дома.
Моё первое знакомство с ним случилось в одно из посещений Вены, когда я случайно увидела его Дом Хундертвассера. И с тех пор не могу о нём забыть.
Дом Хундертвассера. Фото: inhabitat.com
Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году, умер на борту корабля в 2000. Яркая и насыщенная жизнь. Его настоящее имя — Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser). И вот уже начинается философия: он считал, что у человека есть право иметь то имя, которое он хочет, и таких имён может быть несколько - чтобы отражали все его ипостаси.
Своё имя он поменял на Фриденсрайх = “богатый миром”, а фамилию - на Хундервассер = "сто вод". Получается, что его зовут “Богатые миром сто вод”.
Для меня этот человек служит воплощением того, что он сам - как его дома.
Его творчество - это продолжение его личности. Он любил природу, и это проявлялось и в его одежде. Вся его жизнь - это произведение искусства.
Он считал, что у человека три “кожи”. Кожа - это то, что “держит всё вместе”:
- первая - это тело;
- вторая - одежда (с одеждой он тоже напридумывал: носил разные носки яркого цвета и абстрактными рисунками, странные шляпы, сам шил себе экологическую обувь);
- третья - это то, где мы живем.
Кстати, своё первое упоминание о праве на третью кожу эксцентричный Хундертвассер произносил голышом вместе с двумя девушками. Второе “голое” упоминание - протест против рационализма в архитектуре. Меня это в нём восхищает больше всего - его внутренняя свобода, которая помогла ему создавать свои творения. Многие люди очень ограничены своими страхами, что о нас подумают другие. Он ненавидел монотонность не только в архитектуре, поэтому любил хулиганить и эпатировать публику.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.
Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Он считал, что люди отобрали у природы её законное пространство и обязаны его вернуть или “возместить” ущерб.
Отсюда появилась его идея с «деревьями-квартиросъёмщиками». Он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.
Интересно то, что изначально Хундертвассер - художник. Он не был профессиональным архитектором, при этом он больше известен именно, как архитектор. Он часто участвовал в строительстве своих домой и всегда сам контролировал процесс.
Особенности архитектуры Хундертвассера
Жизнерадостные и сказочные дома, в которых приятно находиться, а глаза радуются, глядя на них. И он никогда не повторялся.
Нет ровных линий и прямых коридоров.
Каждое здание имеет неповторимую расцветку и носит название, например, “Лесная спираль”, “Зеленая цитадель” и т.д. Думаю, изначально именно его цветастые здания меня и покорили. Мне так не нравятся эти скучные одинаковые дома, с унылой окраской, слишком “городские”, прямые линии.
Обязательно луковичная головка, которую, говорят, он позаимствовал в России.
На крышах его зданий растёт трава и деревья. В некоторых есть даже специальные квартиры для деревьев. Я видела многие его дома, но никогда не было возможности залезть или зайти на эти крыши, а очень хотелось. Думаю, что если бы Фриденсрайх знал об этом, он бы с этим не согласился.
Фото: divisare.com
Асимметрия, природная гармоничность в соответствии с природой.
Использование битой плитки.
Неповторимые окна. По его мнению окна - это эквивалент глаз, мост между внутренним и внешним. Как по выражению глаз можно определить настроение человека, так и “выражение” окон говорит о “настроении” дома.
Холмистая этажность.
Вообще, если так разобраться, то у нас нет свободы жить в таких домах и квартирах, в которых бы мы хотели. Нужно просить разрешение на постройку, и он должен соответствовать земельному плану конкретной территории. Ему должно соответствовать количество этажей, расцветка и др. И было бы здорово дать людям возможность хотя бы разрисовать или перекрасить своё окно.
Хундертвассер был очень творческим человеком, он создавал не только картины и архитектуру, но и флаги, почтовые марки, фонтаны, бассейны, детские сады, вокзалы и даже общественный туалет.
После того, как я увидела дом Хундертвассера в Вене, я хотела посетить и другие его здания. И стала копаться в его книге и изучать карту, где расположены его объекты архитектуры. Придумала даже Хундертвассер-тур, первый из них был на север Германии, и мы за один день посетили три его дома: Гимназия Мартина Лютера, Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне и жилой комплекс “Зелёная цитадель” в Магдебурге. И это было невероятно.
Позже я посетила Кунстхауз в Вене, где познакомилась и с его картинами. Необычно было увидеть портреты людей. Один из них произвел на меня очень сильное впечатление: мужчина на картине был как живой, и он смотрел на меня. Это было завораживающе.
В Европе много зданий Хундертвассера, и мы объездили многие из них. И все они имеют свой дух, характер и атмосферу. Они, как будто живые. И очень хотелось бы в них пожить.