Работа пейзажиста
Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» была написана в 1895 году. Её написание совпало с закатом творческого периода автора, однако полностью отражает его душевное умиротворение и накопленное мастерство.
Картина источает спокойствие наравне с радостью весеннего пробуждения природы. Здесь много света, благодаря использованию обилия белил, небесной лазури для проработки дальнего плана.
Автор не стал забивать пространство мелкими деталями, для чего применил достаточно простую компоновку предметов и планов на холсте.
Композиция «Цветущих яблонь» построена на использовании трёх основных горизонталей – переднего, среднего и дальнего планов. Каждый из них «живёт своей жизнью», при этом создают единое целое. Так, на переднем плане зритель улавливает тёмные пятна теней от деревьев, которые расположились за спиной художника. В их тени скрывается старенькая деревянная скамейка – место для отдыха и размышлений
Зелёная весенняя трава освежает дремучие тёмные краски, плавно уводя повествование в сад, где цветут невысокие яблоньки. Белое цветение прописано смешением сиреневых и розовых красок. Такой приём оживляет сад, устраивает игру полутонов, света и тени. Благодаря тому, что цветовое решение имеет резкий контраст между почти чёрными тенями и светлыми участками, можно предположить, что здесь отображено обеденное время. Солнце уже почти в зените, и поэтому тени под яблоньками такие короткие.
На том же плане композиции с садом, чуть поодаль, Левитан прописал старые домишки. Они выполнены из деревянного сруба, фактуру которого художник передал в тёплых тонах охры. Близ построек, видно, как обрывается граница белоснежного сада, и начинают расти кустарник и невысокие зелёные деревца.
Дальний план прописан холодными красками в противовес переднему.
Этот приём позволяет передать тепло солнечного света и температуру этого светлого дня.
К горизонту зрителя уводит еле видимая тропинка сквозь густую растительность. Значит, домик с садом расположен на возвышении. А вдалеке видны сиреневые холмы, и дальше – голубое чистое небо.
Видно, что работа была написана в безветренный день – лепестки с яблонь ещё не осыпались, а природа словно застыла. Нет динамики движения, но есть тишина и свет.
Исаак Ильич мастерски передал красоту деревенского садика в его простоте. Здесь не найти сложных элементов, заумных предметов, кричащих красок. Естество природы подкупает своими скупыми красками и понятным повествованием. Вот такой была весна в конце XIX века, такой её запомнит каждый зритель картины «Цветущие яблони».