Живопись в Древней Руси стала развиваться после того, как было принято христианство. Крещение стало мощным толчком, который способствовал развитию настенной живописи в церквях. Русский народ унаследовал не только веру, но и византийские традиции: иконы стали воплощением поучений из Библии и Священного Писания.
В то же время формируется трепетное отношение к иконам, которые считались самым важным способом познания мира, кладезем народной философии, источником духовных ценностей.
Первоначально при создании икон следовали византийским канонам и рисовали удлиненные лица с прямым длинным носом, маленьким ртом и широко открытыми, но суровыми глазами.
По сей день образцы древнерусского искусства поражают выразительными образами, яркими красками и ясными, до мелочей продуманными композициями. Русские художники стремились к пониманию цвета, сохраняя при этом сдержанность и благородное выражение чувств, черт образов на картинах, иконах.
Древнерусские живописцы стремились усвоить не только византийскую технику, но и приёмы античных художников. Эпоха Киевского государства - период расцвета искусства Древней Руси. Произведения искусства данного периода отличаются утончённостью образов, совершенством художественной техники. Иконописцы старались избежать примитивности и ограниченности в своих работах.
В это же время распространённым становится украшение церковных стен и алтарей мозаикой и фресками. Софийский собор - яркий образец данной техники: на куполе храма изображён Христос Вседержитель, а алтарь украшает фигура Богоматери Оранты, выполненная также в мозаичной технике. В Киеве была открыта школа, в которой изучалось искусство иконописи. Сюда приезжали зарубежные художники, здесь хранили шедевры живописи. Картины отличались насыщенностью цветов, декоративностью, но при этом сохранялась их простота и выразительность. Эти черты были унаследованы и усовершенствованы последователями древнерусской школы живописи.