Роль Дездемоны, преданной, любящей жены, убитой мужем в «Отелло», не исполнялась женщиной до 1660 года — примерно через шесть десятилетий после того, как Шекспир написал пьесу. Это потому, что, когда Шекспир писал для сцены раннего Нового времени, юноши и мальчики исполняли все женские партии.
Многочисленные английские театралы, в том числе государственный служащий и автор дневников Сэмюэл Пепис, сочли поворотным моментом впервые увидеть женщин на публичной сцене. Всего через месяц после того, как первая женщина-актриса сыграла Дездемону, Пепис записал, что «впервые [он] увидел женщин, вышедших на сцену». Король Чарльз впоследствии издал королевскую прокламацию, чтобы сделать это официальным: «Мы делаем… даём разрешение, чтобы все женские партии играли в любой из упомянутых двух компаний, и в будущем они могут быть исполнены женщинами».
Загадочная ситуация
Почему мужчины исполняли женские роли? Как беременность представлялась на ранней современной английской сцене в этот период, когда актёрский состав был полностью мужским?
Это ограничение долгое время озадачивало учёных, в основном потому, что оно не запрещалось чётким законодательным актом, а женщины в этот период работали профессионально в других странах. Кроме того, женщины могли выступать в других местах, таких как маскарады, где танцами, музыкой и зрелищами наслаждались аристократы в Англии в 16-м и 17-м веках, и развлечения в загородных домах - короткие пьесы, которые ставились для королевы и исполнялись в загородных поместьях.
Возможно, женщинам разрешалось выступать в этих условиях, потому что они были более закрытыми и ассоциировались с более высоким статусом класса. Однако было что-то неуместное в том, что женщины профессионально выступали на публичной сцене.
Эти ограничения в отношении женщин могут быть связаны с некоторыми негативными взглядами на актёрское мастерство в целом, резюмированными в заявлении пуританского писателя Уильяма Принна о том, что «популярные театральные постановки — это греховные, языческие, непристойные, безбожные зрелища и самые пагубные извращения». По мнению многих антитеатралистов, пьесы были «греховными», потому что они пропагандировали удовольствие и побуждали людей смотреть «безбожное зрелище», а не работать или ходить в церковь. В частности, для женщин считалось неприличным участвовать в таких публичных выступлениях и зарабатывать на них деньги.
Другие отмечали разницу между английским театром и театром в континентальной Европе, где женщины играли профессионально. Писатель Томас Нэш писал: «Наши Игроки не такие, как заморские, этакие профессиональные комедианты». Несмотря на то, что многие писатели осуждали практику ношения мужчинами женской одежды на сцене, для них всё же было предпочтительнее, чтобы женщины становились публичным зрелищем на профессиональной сцене.
Фото: theconversation.com
Хотя женщины не были на сцене при жизни Шекспира, они участвовали в театральных постановках другими способами. Например, они шили и перешивали костюмы, собирали входные билеты, продавали еду и другие товары, используемые в театре, и даже владели игровыми домами.
Теперь женщины могут играть мужчин
После заявления Чарльза о том, что женские роли «могут исполняться женщинами», женщины стали играть всё более разнообразные роли в шекспировском театре, включая главные мужские роли. В 1899 году Сара Бернар выступила в роли Гамлета. Совсем недавно Джессика Д. Уильямс сыграла главную роль в «Отелло».
Эти гендерные перестановки напоминают о том, что многое изменилось с тех пор, как мужчины и мальчики играли все женские роли, и что многое ещё будет меняться, поскольку общество сталкивается с вопросами пола, идентичности и производительности.