Архип Иванович Куинджи - один из самых ярких живописцев в истории России. Он жил и творил в 19 веке и оставил огромное наследие из удивительных романтических пейзажей, которым не устает восхищаться зритель.
Его пейзаж берёзовая роща родился в 1879 году. Художник часто писал именно берёзы, из чего можно сделать вывод о его любви к этому своеобразному символу России. Картина в своё время буквально потрясла зрителей. Она словно пронизана реалистичным солнечным светом. Кроме Куинджи никто не смог изобразить свет, и до сих пор художники пытаются разгадать особый секрет его стиля и красок.
Не вдаваясь в детали, автор изображает самое важное - контраст света и тени. Он не прорисовывает каждый листок и травинку, подобно художникам реалистам, которыми являются большинство пейзажистов.
Общее настроение и характер картины создаётся не сюжетом, а именно цветовым контрастом.
Конечно на холсте изображена не целая роща, а небольшой неглубокий фрагмент. Увы это всё что смогло уместиться в рамке. В основу рисунка вошли именно черно-белые стволы. Очевидные лиственные кроны не были так важны художнику. И неудивительно, ведь именно уникальный контрастный рисунок березовой коры служит их визитной карточкой. Однако изображены они настолько чувственно, с такой любовью и трепетом, что воображение зрителя невольно дорисовывает их, погружая сознание в ту самую рощу.
Каждый, кто видит эту картину, в живую прогуливаясь по Третьяковской галерее, отмечает особое настроение, которое передаётся от картины зрителю. Вместо прорисовки деталей автор совершил успешную попытку передать чувство восторга, ликование, радость, любовь восхищения, торжественный свет солнечных лучей, который удивительным образом удалось изобразить Куинджи, проникает в сознание, согревая душу, даже тогда, когда за окном господствует морозная зима.