Картина художника-фольклориста
Виктора Михайловича Васнецова «Ковёр-самолёт» была написана в 1880 году, и является одним из ранних произведений автора. Сказочное повествование сюжета стало результатом творческого союза Васнецова и известного мецената
Саввы Мамонтова, который обратился к живописцу за помощью в оформлении кабинета для начальника железной дороги в Донецке. В результате появилась работа на холсте, написанная в узнаваемой манере Васнецова.
Повествование работы относит зрителя к русскому фольклору.
В.М.Васнецов отобразил на ней полёт Ивана-царевича на ковре-самолёте, используя собственные приёмы для создания иллюзии полёта высоко над болотами.
Хочется отметить уходящую вдаль перспективу, которую использовал Виктор Михайлович в компоновке полотна – верхнюю часть работы занимает воздушное пространство и лишь небольшой кусок земли уходит за горизонт. Этот приём позволил создать ощущение невесомости высоко-высоко над полями и реками. Так, автор условно разделил плоскость на две составляющие горизонтали. Большую часть полотна он отдал компоновке основы сюжета с героем, и лишь небольшой кусок занимает краешек природы.
Чтобы наделить свою картину ожиданием чего-то неизведанного и тревоги, Васнецов использовал холодные оттенки зелени и синего масла, размыл линию горизонта, словно над болотами расстилается утренний туман. Серп жёлтого месяца ещё виден за облаками, ночные стражи – совы сопровождают полёт Ивана. Но уже пробивается утренний свет, который отражается в водоёмах тёплыми красками. И лишь живой свет лампы согревает своим огнём и дарит неиссякаемую энергию.
Манера письма автора размашистая. Гладь неба прописана наклонными широкими мазками, а мелкие детали проработаны более тщательно. Так, В.М.Васнецов скрупулёзно прописал орнамент ковра, облачение царевича, его украшения и оперенье птиц.
Передать живописцу иллюзию полёта, несомненно, удалось. Укрупнив образ Ивана-царевича и уменьшив деревья и кустарники, Васнецов словно «поднял» главного героя над землёй. Кажется, что ковёр несёт Ивана высоко-высоко. А ведь самому Виктору Михайловичу лишь пришлось представлять полёт, ведь в 19 веке мало кому удавалось полетать хотя бы на воздушном шаре. В этом и есть мастерство художника – суметь воплотить в жизнь волшебство и собственную фантазию.