Самый неоднозначный роман за всю историю, принёсший знаменитость
Владимиру Набокову. Сейчас модно рассматривать этот роман в разных аспектах:
- как историю о любви,
- как историю о психическом заболевании,
- как историю о коварной девочке – соблазнительнице.
И так далее. Но можно ли на самом деле допускать разночтение в данном сюжете? На мой взгляд, это не возможно. Здесь всё однозначно и прозрачно. Делать из Гумберта жертву и демонизировать ребёнка недопустимо.
Гумберта оправдывают исходя из того, что Лолита не была невинна на момент их первой ночи. Но, рассмотрим предысторию.
Долорес жила с матерью, которая считала её помехой своей личной жизни. На момент знакомства, Долли всего 12 лет, самое начало переходного возраста, и самый сложный период взросления.
Долорес никогда не любила Гумберта, поэтому историей любви, которой покорны все возраста, книгу называть нельзя. Девочка проявляла внимание к мужчине лишь потому, что он нравился матери, своими действиями она лишь хотела привлечь её внимание. Сцена в отеле была продолжением этой игры, девочка на тот момент не знала, что матери уже нет в живых, а дальше это больше похоже на подчинение жертвы.
Попытка оправдать поведение Гумберта очередное перекладывание вины с насильника на жертву. Спровоцировала, довела, вынудила, сама виновата…
Любовь со стороны Гумберта
Как мне показалось, он любил не саму девочку, а некий образ, созданный у себя в голове, и злился, когда она этому образу не соответствовала. Он даже не называл её настоящим именем, для него она всегда была Лолитой. И последняя встреча ничуть не меняет моего отношения к этому вопросу. Гумберт продолжал цепляться за вымышленный образ.
Он планомерно готовился к своей роли. Жениться на Шарлотте он решился только для того, чтобы ночью подсыпать им обеим сильно снотворное и воплотить свои мечты в реальность. Он увидел в Долли свою жертву ещё до того, как она его увидела.
Дальше, ребёнок оказался в трудной ситуации. Девочка лишилась матери и теперь находится в полной власти чужого ей человека. Она боится и не знает, что делать. Гумберт запугал её, что в детском доме ей будет намного хуже, да и отнесутся к ней как к малолетней преступнице. Учитывая, что ей всего 12 лет, логично, что она верит всем россказням. Но её слезы по ночам и депрессию он называет «капризами».
Трижды в день девочка вынуждена выполнять «обязанности», не зависимо от своего желания и самочувствия. Особо показательна в этом плане сцена с болезнью Долли. До последнего Гумберт надеялся, что температура спадёт, и как только ей станет легче, он получит своё. Разве это похоже на любовь?
Мне сложно понять, и представить, что твориться в голове у людей, оправдывающих Гумберта. Ведь с данного ракурса Долли, ребёнок становится в этой истории злодеем.