Кубизм — это художественное движение, созданное
Пабло Пикассо и
Жоржем Браком, которое использует геометрические формы для изображения людей и других объектов. Со временем геометрические штрихи стали настолько интенсивными, что иногда они превосходили изображённые формы, создавая более чистый уровень визуальной абстракции.
Хотя самая мощная эпоха движения пришлась на начало 20-го века, идеи и методы кубизма повлияли на многие творческие дисциплины и продолжают использоваться в экспериментальной работе.
Первая эра кубизма
Пабло Пикассо и Жорж Брак впервые встретились в 1905 году, но только в 1907 году Пикассо показал Браку то, что считается первой кубистской картиной, «Авиньонские девицы».
На этот портрет пяти проституток сильно повлияло искусство африканских племён, с которым Пикассо недавно познакомился во Дворце Трокадеро, парижском этнографическом музее.
Нарушая почти все правила традиционной западной живописи, эта работа стала таким огромным скачком по сравнению с его предыдущими голубыми и розовыми периодами, которые были гораздо более репрезентативными и эмоциональными.
Пикассо не решался выставлять работу на всеобщее обозрение, и до 1916 года её никто не видел. Брак, писавший в фовистском движении, одновременно испытывал отталкивающие чувства и был заинтригован этой картиной. Пикассо работал с ним в частном порядке над смыслом произведения, вместе разрабатывая кубистическую форму. Брак — единственный художник, когда-либо сотрудничавший с Пикассо, и в течение двух лет они проводили вместе каждый вечер, причём ни один из художников не объявлял работу окончательную до тех пор, пока другой не соглашался с её полной завершённостью.
Реакцией Брака на первоначальную работу Пикассо стала его картина 1908 года «Большая обнажённая», отмеченная тем, что при работе над ней использовались приёмы Поля Сезанна как отрезвляющее влияние. Так началась первая эра кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображением предмета с нескольких точек зрения одновременно, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.
Термин «кубизм» был впервые использован французским критиком Луи Вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описал их Вокселю как состоящие из кубов. Этот термин не получил широкого распространения, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.
В 1909 году Пикассо и Брак перенаправили своё внимание с людей на объекты, чтобы сохранить свежесть кубизма, как это было со «Скрипкой и палитрой» Брака.
Примыкание художников к кубистическому движению
Более широкое освещение привлекло к движению других людей. Польский художник Луи Маркосси открыл для себя работы Брака в 1910 году, и считается, что его картины в стиле кубизма более «человечные» и более лёгкие для восприятия, чем работы других.
Испанский художник Хуан Грис оставался на периферии движения до 1911 года. Он отличился тем, что отказался сделать абстракцию объекта более существенной, чем сам объект. Грис умер в 1927 году, и кубизм представляет собой значительную часть творчества его жизни.
Французский художник Фернан Леже изначально находился под влиянием Поля Сезанна и после встречи с практикующими кубистами принял форму в 1911 году, сосредоточив внимание на архитектурных предметах.
Фото: megabook.ru
Марсель Дюшан заигрывал с кубизмом с 1910 года, но его часто считали несовместимым с ним. Его знаменитая картина 1912 года «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» отражает влияние, но изображает движущуюся фигуру. Как правило, в работах кубизма зритель больше находится в движении, поскольку перспектива, представленная на холсте, представляет собой несколько плоскостей, как будто художник перемещается вокруг предмета и фиксирует все взгляды на одном изображении.
Вторая эра кубизма
К 1912 году Пикассо и Брак начали использовать слова в картинах, которые превратились в элементы коллажа, доминирующие во второй эре кубизма, известной как синтетический кубизм. Эта фаза также была отмечена уплощением предметов и осветлением оттенков.
Далее Брак экспериментировал с коллажем, что привело к созданию техники папье-колле, которую можно увидеть в произведении «Тарелка с фруктами и бокал» 1912 года, коллаж из обоев в гуаши. Введение коллажа ещё больше расширило цветовую палитру формы.
Скульпторы также исследовали формы кубизма. Русский художник Александр Архипенко впервые выступил публично в 1910 году вместе с другими кубистами, а литовский беженец Жак Липшиц вышел на сцену в 1914 году.
Орфический кубизм
Ответвление движения, названное «орфическим кубизмом» или орфизмом, было сосредоточено на коллективе Puteaux Group. Созданная в 1913 году французским художником Жаком Вийоном и его братом, скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном (оба брата Марселя Дюшана), эта ветвь включала в себя ещё более яркие оттенки и расширенную абстракцию.
Робер Делоне считается основным представителем этого ответвления, разделяя те же архитектурные интересы, что и Леже, которые он неоднократно применял к кубистическим изображениям Эйфелевой башни и
других известных парижских построек.
Другие участники Роже де ла Френе и Андре Лот рассматривали кубизм не как отступление от нормы, а как способ вернуть порядок и стабильность в свою работу и нашли вдохновение в работах Жорже Сёра. Самая известная картина де ла Френе, «Покорение воздуха» 1913 года, представляет собой кубистический автопортрет, на котором он и его брат летят на воздушном шаре.
Кубизм в период первой мировой войны и после
Первая мировая война фактически остановила кубизм как организованное движение, и ряд художников, в том числе Брак, Лот, де ла Френе и Леже, были призваны на службу. Де ла Френе был освобождён от службы в 1917 году из-за туберкулеза. Он так и не выздоровел полностью, пытаясь продолжить заниматься искусством, но умер в 1925 году.
К 1917 году Пикассо вернулся к своей практике привносить больше реализма в свои картины, хотя его отказ от привязки означал, что кубизм снова появился в некоторых работах на протяжении многих лет, таких как «Три музыканта» (1921) и «Плачущая женщина» (1937), приуроченная к гражданской войне в Испании.
Брак продолжил свои эксперименты. В его дальнейших работах были элементы кубизма, но они отличались меньшей жесткостью в абстракциях предметов и использованием цветов, не отражающих реальность натюрморта.
Кубистическое влияние
Хотя кубизм так и не отвоевал своё место в качестве организованной силы в мире искусства, его огромное влияние сохранилось в художественных движениях, таких как футуризм, конструктивизм, абстрактный экспрессионизм и другие.
Кубизм повлиял и на другие виды искусства: в литературе Джеймс Джойс, Вирджиния Вульф, Гертруда Стайн и Уильям Фолкнер; в музыке Игорь Стравинский; в фотографии Пол Странд, Александр Родченко и Ласло Мохой-Надь; в кино Ганс Рихтер и Фриц Ланг; а также графический дизайн и сценический дизайн.