Эффектные шлемы, которые выбрали в качестве антуража лидеры бронзового века символизировали власть.
Два впечатляющих бронзовых шлема, украшенных бычьими изогнутыми рогами, натолкнули на мысль, что более 1500 лет спустя викинги носили бычьи рога на своих шлемах, хотя нет никаких доказательств того, что они когда-либо это делали. Скорее всего, два головных убора были символами растущей власти правителей-скандинавов в бронзовом веке.
В 1942 году мужчина, работающий на добыче торфа для топлива, обнаружил два шлема с интересными орнаментами в виде «глаз» и «клювов» в болоте недалеко от города Виксё в восточной Дании, в нескольких километрах к северо-западу от Копенгагена.
Внешний вид шлемов позволил некоторым археологам предположить, что данные артефакты произошли из эпохи бронзового века в Скандинавии (примерно с 1750 г. до н.э. по 500 г. до н.э.), но у них до сих пор не было возможности определить точную датировку.
В современных исследованиях учёными был использован радиоуглеродный метод для того, чтобы выяснить дату производства пробки из берёзового дёгтя, которая была обнаружена на одном из рогов. «На протяжении многих лет в массовой культуре шлемы Виксё ассоциировались с викингами, — говорит Хелле Вандкилде, археолог из Орхусского университета в Дании. «Но на самом деле это ерунда. Использование «рогатой темы» начиналось в бронзовом веке и имело продолжение в древнем мире Ближнего Востока».
Новое исследование Вандкильде и её коллег подтверждает, что шлемы находились на дне болота примерно в 900 г. до н.э. — почти 3000 лет назад и за много столетий до того, как произошло доминирование викингов или скандинавов в регионе. Этот факт позволяет датировать головные уборы поздним скандинавским бронзовым веком, временем, когда, по мнению археологов, постоянная торговля стала обычным явлением по всей Европе, а иностранные новшества начали влиять на культурные ценности коренных народов, пишут исследователи в журнале Praehistorische Zeitschrift.
Фото: yandex.ru
Рогатые шлемы
По данным министерства культуры Дании, в 1942 году мужчина, добывающий торф, обнаружил осколки шлемов. Когда фрагменты грязного шлема были впервые обнаружены, человек, который их нашёл, подумал, что это остатки закопанных отходов, поэтому отложил их в сторону. Позже обломки заметил бригадир и сложил их в сарай для дальнейшего изучения.
Более поздние исследования археологов из Национального музея Дании показали, что фрагменты «захороненных отходов» на самом деле были частями двух бронзовых шлемов, украшенных изогнутыми рогами. При раскопках торфяной ямы исследователи также обнаружили остатки деревянной плиты, на которой, по-видимому, стоял один из шлемов, что позволяет предположить, что они были намеренно опущены в болото. Но металл не может быть надёжно датирован, и дальнейшие исследования показали, что деревянная плита могла быть помещена в болото раньше, чем шлемы.
Только в 2019 году одна из коллег Вандкильде заметила берёзовую смолу на одном из рогов, когда она готовилась сделать новые фотографии шлемов в Национальном музее Дании. «Она заметила, что в рогах был первичный органический материал, и поговорила с коллегой из Национального музея, ответственной за коллекцию, и они согласились отправить образец для абсолютной датировки», — сказал Вандкилде.
Раньше любая информация о шлемах основывалась на их типологии — стиле, в котором они были сделаны, и символах, которыми они были украшены.
Но новая дата основана на радиоактивном распаде изотопа углерода 14, который может определить, когда возникло органическое вещество.
По её словам, этот метод позволил археологам точно определить, когда были созданы шлемы, и теоретизировать их назначение. «Типология довольно часто является хорошим первым шагом, говоря хронологически, и это очень важно, когда мы можем иметь абсолютные даты, как в случае с углеродом 14», — сказала Вандкилде. «Теперь с этой новой датировкой мы знаем, что шлемы были оставлены в болоте, возможно, кем-то, стоящим на деревянной платформе, около 900 г. до н.э.»
Солнечная символика
Помимо грандиозных рогов, шлемы Виксё скорее всего были украшены символами в виде глаз и клюва хищной птицы; оперение, которое с тех пор разрушилось, вероятно, было прикреплено к рогам при помощи берёзовой смолы, и у каждого артефакта также могла быть в наличии конская грива. Скорее всего, бычьи рога, а также атрибуты хищных птиц были символами солнца, поскольку подобная иконография того времени была обнаружена и в других частях Европы, например, на средиземноморском острове Сардиния и в юго-западной Иберии. «Конечно, это не случайно — должна была быть какая-то связь», — сказал Вандкилде.
Фото: yandex.ru
Вероятнее всего символика поклонения солнцу могла попасть в Скандинавию по морскому пути из Средиземного моря и вдоль Атлантического побережья, который использовался финикийскими мореплавателями для торговли примерно после 1000 г. до н.э., «независимо от процветавшего трансальпийского торгового пути», - написали исследователи.
Нет фактов и доказательств, которые бы указывали на то, что такие головные уборы использовались при военных действиях, обычно происходивших в Скандинавии бронзового века только с рудиментарными шлемами или вообще без шлемов. «Их никогда не надевали для участия в бою», — сказала Вандкилде. Вместо этого правители, скорее всего, носили шлемы в качестве атрибутов власти в то время, когда полным ходом шла политизация и централизация региона, объяснила она.
«Есть много признаков этого, и наша новая датировка шлемов Виксё действительно очень хорошо соответствует этой картине централизации и важности политического лидерства», — сказала она. «И эти лидеры, должно быть, использовали религиозные убеждения и новаторские черты, такие как рога, для усиления своей власти».