Жизнь писателя
Уильяма Шекспира - одна сплошная головоломка. Но даже в ней эта пьеса стоит особняком. Она самая таинственная. Слава её настолько зловещая, что не рассеялась, а, наоборот, стала ещё гуще за четыре века. Существует устойчивая примета, что имя этой пьесы ни в коем случае нельзя произносить вслух. Иначе всё - скоро у всех будут огромные неприятности.
Поэтому, когда какая-нибудь театральная труппа ставит её, актёры обязательно соблюдают особые ритуалы. Трагедию Шекспира всегда именуют иносказательно: "та пьеса", "шотландская пьеса" или просто "та".
Даже на афишах и программах никогда не ставят то название, что дал ей когда-то автор. Пишут просто: "Макбет" Уильяма Шекспира.
Отчего же так повелось? Откуда взялась такая недобрая слава? Если честно, то с самого начала её существования. Хотя, как говорится, ничто не предвещало беды. Наоборот, Шекспир написал эту пьесу не просто так. Драматург хотел наладить отношения с королём Иаковом. Была старинная легенда, что он является прямым потомком шотландского монарха Дункана, одного из героев "Макбета".
Только вот её премьера не удалась вообще. Актёры забывали роли, падали декорации. В итоге Иаков даже не досидел до середины представления. Удручённый Уильям Шекспир тогда в сердцах бросил: "Проклятая пьеса!"
Король ушёл, но от этого лучше в театре "Глобус" не стало. Наоборот, на него обрушился шквал чёрных бед. Первыми под его удар попали мальчики-актёры. Тут следует сделать маленькое пояснение. Во времена Шекспира в Англии женщины в театре не играли вообще. Их роли исполняли специально обученные для этого мальчики и юноши. И вот один из них, который исполнял роль леди Макбет, внезапно подхватил лихорадку и очень быстро отошел в мир иной. Роль поручили учить другому мальчику-актёру, но блеснуть в ней он так и не сумел. На одной из репетиций юный лицедей поранил руку, произошло заражение крови и... Медицина оказалась бессильна.
И Уильям Шекспир решил, что, пожалуй, с "Макбетом" надо бы повременить. Учить мальчиков играть женские роли - дело крайне сложное и долгое по времени. К тому же по "Глобусу" уже поползли слухи, что "та самая пьеса" проклята, и никто из юных актёров не желал рисковать жизнью. Поэтому драматург сел писать новую пьесу.
"Макбет" поставили только через век, в 1703 году. И что вы думаете? Не прошло и нескольких дней, как на английскую столицу обрушилась страшная буря, яростнее которой не помнили даже самые глубокие старики. Тогда кто-то из лондонских актёров заметил: "А шторм-то очень похож на бурю, которую в "Макбете" вызывали ведьмы".
Вот уже четыре века исследователи мистических и аномальных явлений ломают голову над одним вопросом. Почему же "Макбет" обладает столь разрушительной чёрной силой, забирающей человеческие жизни? Возможно, ответ кроется в знаменитой сцене с тремя ведьмами. От неё просто разит тёмной убийственной энергетикой. Три старухи-колдуньи варят прямо на глазах у завороженных зрителей адское зелье, колдуют, произносят зловещие заклинания. Кто-то из знающих людей сумел вычислить, что ведьмовство в "Макбете" самое настоящее от первого и до последнего слова.
Дело в том, что Шекспир, когда писал пьесу, общался с самыми настоящими колдуньями, которых в ту пору в Англии имелось в достаточных количествах. Кроме того, ходили слухи, что и сам Ульям Шекспир порой не чурался чёрного магического искусства.
Сила ведьм из Туманного Альбиона была велика. Неужели Шекспир не знал, что может произойти, когда вводил в свою пьесу тайные обряды? Кое-кто считает, что драматург сделал это осознанно, желая колдовством привлечь симпатии короля. Но человек предполагает, а... Словом, колдовство вырвалось на свободу, и загнать обратно его уже не вышло.
Почти никто не знает, почему это произведение самое короткое у Шекспира. А дело в том, что изначально пьеса была куда длиннее. В свое время "Макбета" изрядно сократил Уильям Давенант, режиссер начала XVI века. Он сильно урезал сцену с ведьмами и вообще убрал множество пугающих сцен из пьесы. Но даже в этом виде "Макбет" внушает театральным актерам и многим зрителям практически потусторонний ужас. А теперь представьте силу полной версии пьесы. Становится по-настоящему жутко.
Вот поэтому "Макбета" ставят очень нечасто. Но запретный плод сладок. Некоторых актеров и режиссеров зловещая слава пьесы притягивает сильнее любого магнита.
Как уже говорилось, нельзя произносить название. Но еще и нельзя вообще произносить текст, если актер не на сцене. Нельзя репетировать дома, в примерке и даже в театральных кулуарах. Только зеркало сцены отведет беду!
Нельзя класть пьесу, например, на стол названием вверх - так, чтобы оно читалось. Поэтому актеры оборачивают и книгу, и отдельные листы чем угодно, хоть газетой.
Особо рьяные актеры на репетициях вообще читают роли, пропуская имена. Режиссеры же заменяют их: "король шотландский" - Дункан, "та леди" - леди Макбет. Самого же Макбета зовут просто: "тот" или "тот человек".
Так что, если хотите увидеть настоящую тайну собственными глазами, внимательно смотрите на театральные афиши. Может быть, где-то прямо сейчас дают "Макбета". Но будьте осторожны, это представление навлекает беды не только на актёров, но и зрителей.