В последние лет 15-20 появилась в России мода на картины. Придёшь так в гости, а там все стены - в картинах. Конечно, живопись - удовольствие далеко не из дешёвых, а ведь как же приятно продемонстрировать гостям собственный портрет.
Любуется хозяин своим образом на картине и даже не подозревает, что порой полотна могут начать жить собственной тайной жизнью.
И ведь никто точно не скажет, останется ли в той жизни место для хозяина? Бывает, что и нет.
А вообще, опытный коллекционер всегда честно предупредит начинающего коллегу. Мол, собирание картин - дело загадочное, сумрачное и часто совершенно непредсказуемое. Каждый художник вкладывает в полотно часть себя: энергию, чувства, тайные желания. Поэтому домой, господа коллекционеры, вы несете не только разные сюжеты, но и любовь, страх, ненависть и многое другое. А если долго смотреть на картины, то можно и чужие эмоции начать переживать, чужими страхами маяться.
Но это еще полбеды. Есть полотна совсем мистические, особенно те, где изображены красавицы давно минувших дней. Засмотришься на такую, а она, как вампир, все жизненные силы из человека и выпьет. Были такие случаи, причем не один раз и не в одной стране.
Вот поэтому-то сначала подумайте хорошенько: готовы ли вы к жизни среди старых полотен. У заядлых коллекционеров есть золотое правило - проверять каждую картину. После того как новое полотно окажется на стене, коллекционер некоторое время за ней внимательно наблюдает, прислушивается к собственным ощущениям. И если видно, что обитателям дома становится некомфортно рядом с только что купленными картинами, их немедленно продают или кому-нибудь дарят.
Особенно эта давняя примета касается портретов. Любители живописи знают, что у каждого из них, словно у живого человека, имеется собственный неповторимый характер. Некоторые картины "терпеть не могут" друг друга. Они по-настоящему враждуют между собой, буквально требуя, чтобы их повесили в разных местах. Самое интересное, часто случается, что так "ведут себя" полотна, написанные кистью одного и того же художника.
Хрестоматийный пример - случай с картинами знаменитого русского живописца Владимира Боровиковского, который произошел в легендарной Третьяковской галерее. Как-то ее владелец, приобрел и повесил рядом два портрета: красавицы Лопухиной и князя Куракина. Собственно, а почему бы и нет? Ведь они принадлежали кисти одного и того же художника.
Утром служителей художественной галереи ждал неприятный сюрприз. Ночной порой портрет князя Куракина упал, да так неудачно, что его рама совершенно изломалась. Полотно поместили в новое обрамление и водрузили на стену. Однако следующей ночью загадочная история с падением вновь повторилась. Создавалось впечатление, что капризная красотка прямо-таки выживает несчастного Куракина.
Чтобы разгадать эту мистическую загадку, пришлось Павлу Третьякову засесть за книги по истории России. Выяснилось, что в реальной жизни ослепительная красавица Лопухина просто терпеть не могла старика-князя Куракина, который имел привычку волочиться за каждой молоденькой женщиной.
Другой пример - всем известная "Всадница" кисти легендарного
Карла Брюллова. Картина была написана в Италии в 1832 году. На стройном черном коне грациозно восседает очаровательная, совсем юная девушка. Нежную красавицу звали Джованина Пачини. Весь Рим тогда завидовал ей. Еще бы, ведь юную племянницу известного композитора Николло Пачини усыновила сама Юлия Самойлова. Ходили упорные слухи, что графиня из далекой холодной России богаче самого Папы Римского. Все жители Рима, да и Италии были просто уверены - Джованину ждет сладкая жизнь в неслыханной роскоши. Однако судьба распорядилась иначе. Воспитанницу русской графини затоптал тот самый черный конь...
Знатоки живописи просто уверены, что картины каким-то образом начинают вмешиваться в жизнь людей, которые изображены на них. К примеру, многие, кто видел "Тройку" Перова, замечали, что мальчик в центре изможден до последнего предела, он буквально прозрачный от болезни. На картине дети тянут тяжело нагруженные сани. Современники потом вспоминали, что мать мальчика очень не хотела, чтобы ее сын позировал художнику. Женщина даже запрещала мальчику Васе навещать студию живописца, но мальчишка бегал туда тайком. По непонятным причинам через три года мальчик умер.
Так что, видимо, правы те коллекционеры, которые говорят, что картины живут своей тайной жизнью. Ее от нашей реальности отделяет лишь тонкая незаметная грань, которая порой рвется. И тогда происходят совершенно необъяснимые вещи...