Английская пейзажная живопись известна любителям простых, но очаровательных картин. Любимым художником ценителей таких полотен является
Джон Констебл.
Всю жизнь он провел в Англии, родную долину покидал ненадолго.
Художники 18-19 веков стремились увидеть мир, чужие страны, оценить с точки зрения живописцев прелести знаменитых европейских местечек.
С других берегов вместе с ними в художественные школы входили новаторские тенденции.
Что может быть привлекательного в небольшом пространстве во Флэтфорде между Эссексом и Саффолком? Заросшая полоска суши в несколько миль, ничем не примечательная. Но этот уголок полюбил художник-романтик, который постарался передать своё восхищение всем созерцателям.
Он вырос среди шума мельничных колёс, водяная мельница, изображенная на картине, принадлежала на правах аренды семье художника. Вскоре отец поручил ему управление ветряками, чтобы отвлечь от творчества, воспитать в нём пристрастие к повседневной земной жизни. Юный Констебл увидел в таком предложении великолепную возможность оправданно проводить время у речного берега и любоваться бескрайним небом дни напролет. Дело своей жизни он отыскал у семейного очага, воспел красоту каждой ведущей к нему ступеньки и переулка. В написании пейзажей выразилась благодарность за счастливые годы, проведённые в родных краях.
«Телега для сена» появилась в 1821 году, с тех пор внимание к ней не угасало ни на день. Эскизы выполнялись непосредственно на месте, остальные этапы работы Джон завершил в Лондоне.
К воде наклонились густые ивы. Мельница осела от старости, обросла подсобными постройками, доски разбухли от воды и прогнили. Лошади осторожно везут повозку с людьми на сенокос через речной брод. Дно у заводи скорее всего каменистое, иначе бы телега застряла в иле. Можно почти физически ощутить теплоту июльского воздуха, прохладу воды. Здесь гораздо тише, чем на оживленном поле, где работает вся деревня, грохочут косилки, бегают ребятишки, катятся полные повозки.
Водные растения изображены биологически точно, пренебрегать подробностями было бы непозволительно для человека, который работал на своей территории и никуда не спешил. Небольшая лодчонка, приставшая к заросшему бережку, кочевала по нескольким картинам Джона. Но откуда же взяться разнообразию в глухом поселке?
Оригинальное название «Пейзаж: вечер», данное картине самим художником, не прикрепилось к ней. Оно не способствовало продаже, хотя вполне соответствовало сюжету. Её прозвали «Телегой для сена». Имя принесло удачу. Картина была главной причиной вручения пейзажисту золотой медали от Карла X, короля Франции, который оценил все представленные Джоном произведения в Парижском салоне. Скромная бытовая сцена вытеснила роскошные шедевры из королевского сердца.