«Авеню в Миддельхарнисе» - сейчас такое название выглядит забавным. Авеню представляется современному человеку как оживленная улица, полная людей и автомобилей. Авеню Мейндерта Хоббемы, мастера голландского пейзажа 17 века, нельзя упрекнуть в недостатке простора и раздолья, отсутствии границ, логического начала дороги и её предполагаемого конечного пункта. Так что технически этот нидерландский деревенский проспект соответствует всем современным требованиям.
Картина выставлена в лондонской национальной галерее, напоминая посетителям о том, как меняется облик окружающего мира без изменения его смыслового содержания.
Дорога выглядит несуразно. Она очерчена канавой и низкорослыми культурными зелеными насаждениями питомника. Но главное условие, позволяющее ей именоваться аллеей, исполнено в виде странных высоких деревьев, высаженных кем-то ровными горизонтальными рядами по бокам. Голые тонкие стволы, небольшие кроны, которые путник сможет увидеть, если запрокинет голову, смотрятся нетипично на фоне открывающегося вида, где выше их лишь верхушка далеко стоящей церкви.
Деревья защищают края дороги от расползания в рвы по сторонам. Небольшое расстояние между ними говорит о том, что эта порода не склонна к наращиванию широких стволов. Всякий проходящий сможет любоваться панорамой и быть укрытым от солнца и ветра. Линии растений устремляются вглубь пейзажа, ветви будто касаются облаков. Их пропорции удивительны в сравнении с человеком, которого Хоббема поместил в самый центр картины. Юноша кажется так мал, с трудом можно разглядеть его ружьё, рядом с ним верная охотничья собака, соблюдающая границы пути, прижимается к хозяину, не смея отойти. Он шагает от морского берега, оттуда взяла свое начала и авеню. Воду не видно, но заметны высокие корабельные мачты.
Это оживленный поселок с фермой, жилыми домами, вокруг люди, садовник заботится о насаждениях, неторопливо беседует пара крестьян. Отличительной чертой этого пейзажа называют игру с перспективой, единство широты и узости, высоты и ограниченности. Жёлтый, серый, коричневый, кирпично-красный… Зелень не яркая, а небо не пронзительно голубое. Кроме линий стволов, предстающих как геометрический акцент, а не цветовой, колористических маркеров художник не оставил.
Неторопливо шагает егерь, у фермеров есть время на досужие разговоры, вода во рве стоячая, колея на дороге на заезжена. Жизнь спокойна и правильно организована.
Обычно Хоббема добавлял динамические сюжетные линии в пейзажи: клубящиеся облака, мельницы, течения, водопады. Иные произведения содержат намеки на пронесшийся ураган с молниями.
Здесь пространство совершенно безмятежно, природа обнимает и укрывает местных жителей, обхватывая их так, как изображенные деревья укрывают важный путь.
Мейндерт Хоббема не был оценён современниками в качестве художника, жил бедно, был вынужден заниматься обычной работой, а потом и вовсе прекратил писать.
Место его рождения исследователями точно не определено, остаётся догадываться о местах его проживания по изображённым им окрестностям Амстердама. Но сын сержанта мог провести детство в одном краю, а остепениться в другом. Современники считают, что он не обижался на мир, любил его и передал свою любовь потомкам.