Прославился Великий Устюг своим чернёным серебром далеко за пределами России. Чернили здесь серебро и сто, и двести, и триста лет назад. Пришла эта древняя техника чернения на Русский Север из далёкой южной Персии. Когда-то в старину устюжские мастера изготавливали свои ювелирные изделия полностью вручную, все операции от плавления металла, подготовке эскизов до самого, собственно, процесса чернения выполняли практически безо всяких приспособлений, да и сегодня на городском предприятии «Северная чернь» большинство производственных операций производится вручную, такова специфика этой техники. Вручную изготавливают столовое серебро, чернёную посуду, церковную утварь, ювелирные украшения.
Вообще, что такое чернь? Это чёрная часть рисунка, а точнее, сам процесс нанесения рисунка на серебряный фон. Она готовится из сплава свинца, серебра, красной меди, поташа, серы, буры, соли. Рисунок на серебряной пластинке мастером процарапывается, углубления замазываются им кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее мастер счищает, рисунок остаётся.
Серебро используют для всех изделий, как правило, высокой 925-ой пробы. Расплавленный драгоценный металл выливают из тигли в продолговатую энгус-форму, потом слитки прокатываются через вальцы, регулируя при этом толщину необходимого листа. Вырубают из него нужную заготовку, например, контур столовой серебряной ложки. Последующим прессом придают заготовке конечную и похожую для изделия форму. Дальше ювелир дорабатывает заготовку с помощью молотков, плоскогубцев, напильников и других инструментов. Потом художник рисует эскиз рисунка, который будет украшать ложку. В дело вступает гравёр: на ложке с помощью лака он прикрепляет рисунок, с помощью острого резца-штихеля прорезает его, работает и резцом-цеером, может в уголке ложки прорезать свои инициалы — две буковки. Как только рисунок выгравирован, за работу принимается мастер «припуска черни». Самый ответственный в производстве чернёного серебра процесс. Чернь в исходном состоянии представляет собой кашицу землистого цвета, она включает в себя сернистые окислы серебра, меди, свинца. Работник-чернильщик замазывает глиной те части ложки, которые не будут черниться. Далее мастер покрывает с помощью деревянной лопатки черновой рисунок «чернёвой» кашицей, использует щипцы и подносит ложку к пламени газовой горелки. Ложка прокаливается, чернь расплавляется, выдерживаются при этом определённое время и температура, чернь растекается по всем тонким линиям рисунка на ложке ровным слоем. После такого «припуска черни», рисунок на ложке покрыт будто бы дёгтем. Наступает процесс «выснимки», то есть чёрный налёт мастер счищает с ложки сперва напильником или наждачным кругом, затем мелкими напильниками и грифелями дорабатывает появление рисунка, полирует его, чистит парафиновой с наждачной пылью мастикой на войлочном круге. Чернь остаётся в канавках рисунка, который был раньше выгравирован резцом. Как утверждают специалисты, она долговечная и прочная.
Вот и столовая ложка готова. По такому же алгоритму выполняется чернение и других многочисленных серебряных изделий.
(На фото: чернёная серебряная табакерка 1764 года, изготовленная мастерами
Великого Устюга).