На протяжении веков и тысячелетий человечество выстраивало картину мира, пытаясь понять свою роль и место в бесконечном пространстве. С развитием цивилизации менялось и восприятие, и мировоззрение людей, но космос по-прежнему интригует и завораживает землян…
Молодой художник Александр Чернявский в своём творчестве пытается проникнуть в глубины Вселенной. В его картинах нет «обыденной реальности», в них таинственность и неизвестность манящего будущего, часто скрытого в рутине повседневности, сюжеты несочетаемого. Суть его творчества угадывается в триаде Человек-Земля-Вселенная, построенной на контрастах и сопоставлениях. Нередко это обобщённые образы, где лирические мотивы и серьёзные мысли чередуются с иронией, а высокое - с сарказмом.
Живописью Александр Чернявский занимается уже 13 лет. За этот период художник написал около сотни работ.
Не имея художественного образования, Александр рисует вовсе не для развлечения и не в качестве хобби. Как утверждает сам автор, «так было предначертано судьбой».
Мнения зрителей и искусствоведов о картинах Чернявского часто спорны, однако практически все критики отмечают оригинальность его замыслов. Произведения Александра Чернявского можно отнести к субъективному реализму. Собственно, тема космоса - это граница между явью и фантастикой, и у созерцающих картины художника зрителей скорее возникает больше вопросов, чем ответов, а также и загадок, которые, тем не менее, дают простор воображению…
Безусловно, восхищаясь талантом и гениальностью Сальвадора Дали, Чернявский уклоняется от его крайне радикальной позиции в творчестве. «Опора космонавтики с шероховатым предметом в Дали», очевидно, апеллирует к картине маэстро «Геологическое правосудие». Известную композицию напоминают разбросанные камни. Силуэт же мощного молота и абрис серпа зрителям представляется трактовать по-своему.
Во многих своих произведениях Александр Чернявский одушевляет природные явления, как бы наполняя их человеческими качествами. Скажем, неожиданное истолкование темы материнства отобразилось в композиции «Дитя». Гамак, напоминающий паутину, а в нём кедровая шишка… Ветки деревьев, похожие на человеческие руки, убаюкивают «дитя» под шум ветра.
Фото: liveinternet.ru
Подчас живопись Чернявского направлена на нестандартное восприятие. Необычна в этом смысле картина «Первый снег», на которой зелёные деревья и трава раньше времени покрываются снежным одеялом. Таким образом, в фантазии автора одновременно встречаются лето, осень и зима.
На основе реального факта появилась картина «Минарет». Аксакал, проезжая на закате мимо космической стартовой площадки, принимает силуэт корабля за минарет, которого месяц назад на этом месте не было и, судя по-всему, удивляется - как же быстро научились строить! Ракета в виде минарета на фоне пустынной степи и старик на верблюде - это символ двух разных миров, которые, тем не менее, сосуществуют рядом…
Впрочем, картины, написанные в таком жанре, несут положительный смысл. Возможно, для многих «космические» пейзажи Чернявского покажутся слишком эксцентричным зрелищем, но, думается, они никого не оставят равнодушными. Быть может, в его сюжетах кто-то увидит вселенские просторы, «потустороннюю» жизнь галактических пришельцев. А может, кому-то они напомнят о детстве и мечте оказаться хоть раз на месте Гагарина. В любом случае картины Александра Чернявского заставляют людей фантазировать, но ведь без этого так скучно жить в нашей бескрайней Вселенной…