Современность - эпоха в истории, следующая за традиционной периодизацией после Средневековья и предшествующая XIX веку (как эпоха). Датой его начала чаще всего считается падение Константинополя и, следовательно, Византийская цивилизация (1453 г.) или
открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.). Обе эти даты являются чисто договорными - падение Византии оказало весьма ограниченное влияние на развитие европейской культуры, в то время как европейская экспансия на запад и юг должна была принести результаты только в шестнадцатом веке.
Культурные, политические, государственные, идеологические и ограниченные технические изменения являются реальными индикаторами перехода от средневековья к современности.
В мировой истории вспышка Французской революции чаще всего считается договорным окончанием эпохи, а Венский конгресс - реже.
Разделение на
античность,
средневековье и современность находит применение прежде всего в европейской истории, хотя оно также используется в исследованиях неевропейских стран, особенно в синтетических исследованиях.
Внутреннее подразделение
В современную эпоху часто используется отделение от истории искусства,
особенно в популярных произведениях. С точки зрения исторических наук его реальная полезность сомнительна из-за разнородных временных рамок и отсутствия прямого перевода истории, например литературы, в политическую историю.
Общая разбивка этого типа:
- Ренессанс - XV и XVI века
- Барокко - с конца XI века до начала XVIII века
- Просвещение - XVIII век
- Романтизм - первая половина XIX века
Альтернативные концепции
Полезность концепции современности для исторических исследований была поставлена под сомнение представителями модернистских течений. В свете, например,
Жака Ле Гоффа история делится на досовременную (долгое средневековье) и современную эпоху, и технологические и
ментальные изменения, связанные с индустриализацией, являются поворотным моментом. В свою очередь, англосаксонская школа не использует эквивалент польскоязычного термина современность. Англосаксонский ранне-современный период наиболее близок к нему, в то время как современная или современная эпоха длится с этой точки зрения до настоящего времени.
Также в марксистской науке дихотомическое разделение было постулировано в феодальную и капиталистическую эпоху (с XVII-го века).