Художественный музей Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге. Он по праву носит титул одного из самых больших в мире: богатейшие коллекции Эрмитажа занимают помещения Зимнего дворца, Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажного театра и Запасного дома, а также Дворца Меньшикова и некоторых других зданий.
Среди жемчужин чудесной коллекции отмечают произведения
Леонардо да Винчи,
Тициана,
Рембрандта,
Питер Пауль Рубенс, удивительные православные иконы, античные диковины и многие другие чудеса искусства. О том, чтобы обойти весь Эрмитаж за один день, не стоит, и мечтать: не хватит ни сил, ни времени.
Датой основания Эрмитажа можно считать 1764 г. Музей начинался как частная коллекция
Екатерины II. В ее распоряжение передали ряд полотен из частной коллекции — картинами расплачивались в счет контрибуции после Семилетней войны.
Полотна хранились в апартаментах дворца, которые назвали Малым Эрмитажем. Позже он стал связующим звеном между Большим Эрмитажем и зданием Зимнего дворца. Название получил от представлений, которые давали по приказу Екатерины II: увеселения назывались малыми эрмитажами, от французского «место уединения».
В 1769 г. к собранию картин-контрибуций добавились полотна, купленные Екатериной II в Саксонии после смерти графа Брюля. Среди них был и пейзаж Тициана «Бегство в Египет». Но самое важное пополнение случилось в 1772 г. — императрица приобрела картины парижского барона Кроза, в том числе произведения таких известных художников, как
Рафаэль,
Рембрандт,
Рубенс,
Ван Дейк и многие другие. Коллекция скульптур пополнилась благодаря покупке античных статуй у английского банкира. Собрание картин и скульптур так разрослось, что пришлось строить для него новые здания — сначала Большой Эрмитаж, законченный несколько десятилетий спустя после начала строительства, потом Новый Эрмитаж.
Фото: nemiga.info
Новый Эрмитаж создали для размещения в нем коллекции произведений искусства. В России это было первое здание, построенное специально с целью хранить и выставлять музейные богатства. Новый Эрмитаж возводили по эскизам архитектора Лео фон Кленце, которого император Николай I пригласил в Санкт-Петербург после поездки в Германию. Императора очень вдохновила работа, которую Л. Кленце проделал в Мюнхене. Архитектор сотрудничал с российскими коллегами, и хотя не все шло гладко (то Л. Кленце, не церемонясь, предлагал снести здания Большого Эрмитажа, то коллеги присылали ему язвительные письма), через 11 лет Новый Эрмитаж открыли для посетителей.
Фасад Эрмитажа с портиком выходит на Миллионную улицу. Идею портика тоже подал Л. Кленце. Он нарисовал два варианта: с кариатидами и атлантами. Приняли второй вариант и передали его скульптору Александру Теребенёву. Он создавал атлантов по собственным эскизам и подрядил себе в помощники около 150 человек. Каждый из подчиненных А. Теребенёва отвечал за определенную часть тела атланта: высекал нос, или руку, или стопу, а скульптор всегда производил окончательную отделку лиц. Л. Кленце, увидев гранитных атлантов, высоко оценил талант А. Теребенёва и проделанную им работу.
Фото: visit-petersburg.ru
Могучих атлантов очень любят питерские молодожены, и немудрено: считается, что если подержаться за большие пальцы ног гранитных гигантов, то счастливое семейное будущее будет обеспечено. Впрочем, некоторые жители Северной столицы верят, что атланты могут выполнить любое желание, если попросить о нем, держась за большой палец ноги, — ведь в мифологии Атлант держал на плечах небесный свод, и ему ничего не стоит передать любую мечту в небесную канцелярию.