В этом месте находится одно из крупнейших в мире скоплений доисторического искусства, однако оно почти неизвестно остальному миру. На скальном выступе, высеченном в песчанике в самом сердце массива Эннеди в Чаде, можно увидеть силуэты животных и людей, нарисованные яркой охрой и белой краской. Здесь изображены люди верхом на верблюдах, и гигантские коровы, танцующие по всей поверхности скалы.
За миллионы лет ветер и дождь превратили горный массив Эннеди в отдалённом северо-восточном уголке Чада в плато с островерхими скалами, одинокими шпилями и высокими арками цвета медовых сот. Между тем, первобытные люди тоже украсили этот ландшафт, нарисовав и вырезав на скале тысячи изображений.
Чтобы добраться до этого региона, нужно проехать 1000 км из столицы Нджамены через Сахару. Из-за своей абсолютной удалённости и того факта, что Чад до недавнего времени страдал от многолетних войн - включая перевороты, этническое кровопролитие и войну с Ливией - массив Эннеди остаётся практически неизвестным. Так мало учёных смогли добраться до этого труднодоступного ландшафта, что 75% массива ещё не изучено, и некоторые называют его «менее исследованным, чем обратная сторона Луны».
Фото: bbc.com
Неизвестность Эннеди усугубляется ещё и тем, что Великобритания рекомендует воздержаться от поездок в большую часть Чада. Однако территория вокруг массива Эннеди считается безопасной.
Для тех, кто всё же совершит путешествие, Эннеди откроется как одно из крупнейших в мире мест сосредоточения доисторических наскальных рисунков.
Рисунки украшают стены почти каждой пещеры, в которую сможет попасть любопытный турист. Хотя они не такие древние, как рисунки в Ласко во Франции или 45 500-летние рисунки свиней в Индонезии, многие из них датируются 6 тысячелетием до нашей эры и рассказывают о переменчивой истории самой большой в мире жаркой пустыни.
«Эти картины помогают воссоединиться с нашей идентичностью, нашей культурой и тем, откуда мы родом. Эннеди - это открытая книга истории наших предков», - говорит Анжель Алумбе, которая работает в компании African Parks и живёт в Нджамене. «Я всегда плачу, когда приезжаю в Эннеди. Это такой красивый пейзаж с очень непосредственными людьми, на которых не отразилось влияние современного мира. Никто не может побывать там и не почувствовать связи. Там есть что-то особенное».
Фото: bbc.com
Здесь, глубоко в пустыне, можно остаться наедине с древним миром. Здесь на многие километры нет ни зданий, ни дорог; в то время как в других местах большинство произведений раннего искусства окружены туристическим шумом или закрыты для посещения в целях охраны.
В 2016 году Эннеди - размером примерно со Швейцарию - был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вскоре после этого он был классифицирован как природный и культурный заповедник и взят под охрану известной некоммерческой природоохранной организацией African Parks. А в начале этого года началось долгосрочное археологическое исследование, в ходе которого будут не только нанесены на карту все места наскальных рисунков, но и исследована окружающая местность на предмет древней керамики, пыльцы растений и костей животных.
«Когда итальянский археолог недавно приезжал с коротким визитом, он в течение получаса нашёл кусок керамики возрастом 7000 лет», - рассказывает итальянский гид Андреа Бономо, работающий в компании Spazi d'Avventura, которая уже 30 лет организует поездки в Чад. «Представьте себе, что исследователи смогут найти, если у них будет больше времени».
Бономо ещё рассказал, как в 2001 году к западу от Эннеди был обнаружен окаменелый череп самки ископаемого гоминида, жившей ориентировочно 6-7 миллионов лет назад в Центральной Африке. Останки были намного старше знаменитого эфиопского скелета женской особи австралопитека афарского «Люси», что навело некоторых людей на мысль, что зарождение человечества могло быть в Чаде, а не в Рифтовой долине Эфиопии.
По словам доктора Бабы Маллайе, члена команды, участвовавшей в открытии, возраст Тумай не только был научно подтверждён радиохронологическим анализом, но команда также нашла множество других окаменелых останков двоюродных братьев Тумай в том же районе, доказывая, что это не единичный случай.
Чтобы добраться до Эннеди, необходимо проехать через саванну с пустынными розами, жёлтыми травами и акациями, сверкающими золотом. Туристы обычно проезжают мимо кочевых народов уодаабе и улад-рашид, которые встречаются в пути. Женщины и дети едут на верблюдах, сидя внутри красочных колесниц, украшенных яркими тканями, резными калебасами и рядами бронзовых чаш. Мужчины идут рядом, на груди у них, как маленькие чемоданчики, висят кожаные амулеты, защищающие от зла. Затем асфальтированная дорога заканчивается, а дальше на земле нет ни единого деревца. Войти в Эннеди - это всё равно, что пройти через портал в место между мирами.
Фото: bbc.com
Наскальные рисунки Эннеди свидетельствуют об изменениях, произошедших с этой землёй за тысячелетия. Как и вся Сахара, эта местность когда-то была зелёной и сверкала озёрами. Когда-то здесь жило много людей, но теперь их осталось мало. Бродя среди красных монолитов, можно увидеть изображения слонов, носорогов, жирафов и страусов - все эти дикие животные были обычными обитателями Эннеди до недавнего времени. После того как более 6 000 лет назад местность стала более сухой, эти животные либо переместились на юг, либо вымерли.
Тем не менее, Эннеди по-прежнему известен как Эдем Сахары, поскольку здесь выпадает больше осадков, чем в остальной части пустыни, что создаёт вади, похожие на зелёные ленты, и постоянные источники воды, питаемые кристально чистыми родниками. Здесь цветут тропические растения и сохранились реликты более умеренных времён, например, пустынные крокодилы.
Не так давно красношейные страусы, аддаксы и сцимитарнорогие ориксы в изобилии бродили по этой земле, а затем уничтожались охотой до полного исчезновения. Однако сейчас African Parks занимается возвращением этих животных в дикую природу. Между тем Эннеди может показаться лишённым жизни - большая часть его дикой природы ведёт ночной образ жизни - но это не так. Туристы могут увидеть дикобраза, загорающих скальных гиракс, огромных аравийских дроф, поднимающихся в полёт и пугливую лису фенек, прижавшую огромные уши перед тем, как убежать.
В Эннеди приходится оставить транспорт и идти пешком в сопровождении верблюдов, которые понесут сумки. Идя пешком можно оценить масштабы этой земли и ощущение конца света. А ночью под открытым небом слышно только полную тишину, а над головой сверкают звёзды.
Эннеди - это сахарский аналог американской Долины монументов, силуэты скал появляются на каждом горизонте, но он не имеет такой славы, как его американский собрат, несмотря на то, что в 200 раз больше. Скальные колонны похожи на затерянные руины и время от времени можно наткнуться на изолированные деревни, где кочевники-тубу или бидеяты строят дома из циновок, которые сделаны из листьев пальм.
Помимо изображения животных, Эннеди уникален своими гравюрами в натуральную величину, на которых изображены замысловато украшенные мужчины и женщины.
Бономо считает, что из-за их удалённого расположения туристы не смогут наткнуться на все петроглифы и пиктограммы. Повсеместно можно встретить коров всех размеров, изображающих большие стада, которые когда-то обитали здесь до опустынивания. Обилие узоров на шерсти очень необычно. У некоторых из них были концентрические узоры, шевронные мотивы или извилистые линии.
Древние художники также изобразили воинов со щитами, охотников в бою и танцовщиц с высокими головными уборами с плюмажем и украшениями. У некоторых из изображённых людей были большие круглые головы, похожие на головы инопланетян. «Эксперты считают, что цель этих картин была мистической», - говорит Бономо. «Чтобы стало больше животных и можно было лучше охотиться».
Фото: bbc.com
На многих поверхностях скал имеются различные стили росписи. В региональном офисе African Parks в приграничном городе Фада местный археолог доктор Гуемона Джимет рассказывает, что в отличие от других мест в Сахаре, которые были заброшены, здесь люди непрерывно жили со времён неолита. Об этом свидетельствует разнообразие произведений искусства, наложенных друг на друга, и именно это делает Эннеди таким особенным.
Джимет говорит, что African Parks пытаются просветить местное население об историческом значении древних наскальных изображений и указывают школьникам на взаимосвязь с сегодняшней жизнью. «Мы указываем на рисунки мужчин с ножами в руках, которые совсем как их родители», - говорит он. «А танцы похожи на танцы народа кереда, который сейчас живёт на юге в Сахеле». Это важно, потому что пещеры до сих пор используются местными жителями для хранения вещей. «Это заповедник, а не парк. Люди живут здесь тысячи лет, поэтому мы должны работать рядом с ними», - добавляет Джимет.
Эта земля, конечно, кажется анахронизмом. Здесь сохранились остатки архаичных железоделательных заводов, печи которых до сих пор стоят в сугробах песка, а также неолитические жилища, тумулы и старинные точильные камни. Возможно, по мере проведения археологических исследований массив Эннеди наконец-то раскроет несколько своих древних секретов.