На дворе тысяча восемьсот пятый год. Солнце, нагрев собой тротуары Невского проспекта, почти спряталось за полоской горизонта, а белые ночи продолжают мучить жителей города бессонницей. Ступая по брусчатке, гости, никуда не спеша, стекаются в пользующийся популярностью среди аристократов светский салон госпожи Анны Павловны Шерер. Хозяйка заведения радушно встречает своих посетителей, интересуясь их здоровьем, проявляет дружелюбие, вежливость, незаметно для самой себя переходя то на французский, то на родной язык. Но всё ли так по-светлому хорошо, как мы можем подумать, наблюдая за началом очередного вечера, где на обсуждение будут подниматься злободневные темы?
Углубляясь в каждую прочитанную строчку великого романа от не менее великого поэта, я понимаю, что на самом деле всей этой вежливости, уважения и великодушия попросту не существует. Складывая крупицы еле-заметных деталей в одну общую картину, наконец-то осознаешь – Анна Шерер лишь играет свой образ. Одна только мысль об этом сразу же вызывает отвращение к такому человеку. Лев Толстой своими тонкими посылами, что лежат между строк, открыл мне глаза. Теперь предо мной теперь стоит хозяйка, которая считает свой светский салон чем-то чрезмерно важным и пытается всячески удержать авторитет в глазах гостей-аристократов, наличием которых на своём вечере она тешит самолюбие. Каждое приглашение интересных лиц, которыми Шерер "угощала" своих гостей, имело только одну цель – подпитывать жаление приходить в салон снова и снова. После открытия такой правды для себя я потом всегда видел в поведении Анны Павловны полное безразличие к тому, о чём с ней разговаривают её гости. Спустя несколько страниц, осознаешь, что хозяйке точно так же подыгрывают все пришедшие, скрывая свою неприязнь к остальным. Такой "маскарад" с участием Петербургских аристократических "сливок" вызывает у меня отвращение и разочарование.
Но почему же
Л.Н. Толстой начинает свой роман именно с эпизода в салоне? Я считаю, что он играет чуть ли не главную роль, так как это отличная возможность для гениального автора описать каждого героя до того, как судьба разбросает их. И здесь Лев Николаевич мастерски пользуется своим талантом – он заключает в одном предложении всё, чтобы читающий смог понять, какой натуры этот человек. Например, благодаря этому, мы узнаём, что Пьер Безухий – не самый уверенный в себе человек, ведь для него появление в салоне было очень волнительным событием, он боялся плохо себя зарекомендовать. И таких деталей можно найти довольно-таки много: в том, как все гости шутят, переговариваются поодаль остальных, сводят своих детей, которые об этом пока что не подозревают, и, в конце-концов, притворяются.