Более 100 лет коренной народ гуна жил на крошечном карибском острове. Теперь они могут стать одними из первых беженцев от изменения климата в Северной и Южной Америке.
На крошечном карибском острове Гарди Сугдуб (иногда пишут Карти Сугдуб), расположенном в 1200 метрах от северного побережья Панамы в архипелаге Сан-Блас, проживает около 1300 представителей коренного народа гуна. Считается, что, пережив испанскую колонизацию в начале 1500-х годов, в XIX веке под воздействием ряда факторов (включая болезни, ядовитых змей и столкновения с другими коренными народами) гуна расселились по 49 островам и прибрежной полосе на территории современного автономного региона Гуна-Яла.
Прожив на острове размером 400 на 150 метров более 100 лет, жители Гарди Сугдуб вскоре будут вынуждены покинуть свой дом - и всё потому, что остров может исчезнуть под водой.
Начиная с 1990-х годов жители плотно заселённого острова заметили, что их дома с соломенными и жестяными крышами всё чаще затапливает, особенно в сезон дождей с ноября по февраль. По данным Смитсоновского института тропических исследований, уровень моря вокруг Гарди Сугдуб поднимается на 3,4 мм в год (более чем в два раза выше, чем в 1960-х годах). Поскольку большинство островов, населённых гунами, находятся на высоте всего 0,5-1 м над уровнем воды, «почти наверняка к 2100 году все острова придётся покинуть», - говорит Стив Патон, директор программы океанографического мониторинга.
Поскольку уровень моря продолжает повышаться, тот же океан, который исторически помог сохранить культуру, язык и красочную одежду народа гуна, угрожает самому их выживанию. Однако, в отличие от других общин гуна, пострадавших от изменения климата, у жителей Гарди Сугдуб есть план. В 2010 году лидеры острова начали сотрудничать с панамским правительством, чтобы создать новую деревню на материке, с которого они когда-то бежали. Известная как Исбер Яла (Isber Yala), эта планируемая община строится островитянами на уже принадлежащей им земле.
Фото: bbc.com
На первый взгляд, Исбер Яла ничем не отличается от Гарди Сугдуб: вместо тесных деревянных и металлических домов, обращённых к морю, новая община состоит из сборных бетонных домов, расположенных в нескольких километрах от океана. Планируется, что семьи начнут переселяться с острова в новую общину в феврале 2024 года, и когда это произойдёт, народ гуна станет одним из первых переселенцев, вынужденных убегать от климатических изменений, в Америке.
Жизнь и культура острова
365 островов, составляющих архипелаг Сан-Блас, славятся своей красотой и в основном необитаемы. Гарди Сугдуб - самый густонаселённый из 38 островов и 11 материковых поселений, где живут гуна.
Чтобы добраться до Гарди Сугдуб (название которого на языке гуна означает «Крабовый остров»), необходимо либо проехать 110 км на северо-восток от Панама-Сити до прибрежного поселения Карти, либо совершить короткий перелёт до аэропорта Карти. Оттуда на остров можно добраться только на лодке-такси, управляемой местными жителями из племени гуна, которые курсируют каждые несколько часов.
Мастеря каноэ для ловли рыбы в море или отправляясь на материк для сбора строительных материалов, гуна создали уникальную культурную идентичность, неразрывно связанную с окружающей средой.
По словам Бласа Лопеса, одного из лидеров общины, участвовавших в строительстве Исбер Яла, эвакуация с Гарди Сугдуб может нарушить культуру островитян. «Теперь, спустя сотни лет, община Гарди Сугдуб переедет, и это окажет на них влияние, поэтому людям необходимо будет адаптироваться в новой среде», - говорит он.
Фото: bbc.com
Когда Панама получила независимость от Колумбии в 1903 году, народ гуна (исторически проживавшие на границе Колумбии и Панамы) были разделены, и зарождающееся правительство Панамы начало кампанию по «цивилизации» гуна. Насильственная ассимиляция должна была избавить гуна от их языка, одежды и традиций, но они сопротивлялись.
Кульминацией этого сопротивления стало 25 февраля 1925 года, когда гуна провозгласили свою независимость. Хотя эта революция, известная как La Revolucion Dule («Революция Дуле», отсылающая к слову, которым гуна называют себя: «Дуле» или «Народ»), продлилась всего неделю, она положила начало мирному соглашению, которое позволило гуна сохранить свои традиции и предоставило им уровень политической автономии, которой они пользуются и по сей день.
Одним из важнейших элементов автономии народа гуна является сэйла (политический и религиозный лидер), который наблюдает за каждой деревней из Дома конгресса.
«Дом конгресса, который на языке гуна называется Онмакет Нега, является основополагающим элементом для нашей общины. Он имеет огромную культурную ценность и является местом, где население созывается для обсуждения социальных и общественных проблем. Он также имеет основополагающее духовное значение и мировоззрение коренных народов, поскольку именно здесь с помощью песен сэйла передают все знания предков гунна», - говорит Лопес. «Это место, где учат гармонии с природой, с морем, лесами и всеми элементами, которые характеризуют гуна как коренную общину».
Гуна, населяющие архипелаг Сан-Блас, исторически зарабатывали на жизнь рыбной ловлей - и даже были известны тем, что поставляли морепродукты в лучшие рестораны Панама-Сити. Но в последние годы, когда улучшился доступ к Панамериканскому шоссе, повысился уровень моря и усилилась перенаселённость острова Гарди Сугдуб, а разрушение близлежащих коралловых рифов ускорилось, ловить рыбу стало всё сложнее.
В результате многие жители острова обратились к туризму. Одни перевозят туристов на своих лодках-такси с материка на Гарди Сугдуб и другие близлежащие острова, другие открыли на соседних островах небольшие рестораны и скромные домики, где туристы могут остановиться на ночь в окружении идиллических пейзажей. На Гарди Сугдуб есть даже крошечный музей, посвящённый культуре гуна.
Фото: bbc.com
Традиционная одежда гуна весьма поразительна, особенно если речь идёт о женщинах. Они носят традиционную одежду под названием мола, чьи яркие принты вдохновлены цветами, птицами, рептилиями и растениями, обитающими в регионе Гуна-Яла. По мнению некоторых историков, мола пришла из тех времён, когда гуны разрисовывали своё тело, чтобы отпугнуть духов. Эта краска полностью покрывала тело спереди, сзади и с боков, поскольку гуны верят, что
Вселенная состоит из разных уровней, в которых нет пустого пространства.
На ручное шитьё каждого хлопкового мола обычно уходит от 60 до 80 часов, а методу обратной аппликации, когда каждый рисунок накладывается на другой, традиционно учат дочерей матери. Поскольку до «революции Дуле» панамское правительство активно пыталось искоренить мола, они остаются важным символом самобытности и автономии гуна.
Переселение народа гуна
«На меня очень сильно повлияло повышение уровня моря, потому что я живу рядом с водой, и каждый раз, когда поднимается прилив, вода попадает в мой дом», - говорит Магдалена Мартинес, владелица небольшого магазина на Гарди Сугдуб. «Это всегда происходило здесь, но в последнее время это стало происходить гораздо более интенсивно».
Повышение уровня моря - не единственная причина, по которой Гарди Сугдуб становится непригодным для жизни. Согласно докладу Human Rights Watch, когда остров только заселялся, он был почти вдвое меньше своего нынешнего размера, но с годами жители забирали окружающие коралловые рифы, мусор, камни и цементные блоки, чтобы увеличить площадь суши.
Фото: bbc.com
Хотя такая практика «заполнения» помогла создать больше пространства на острове (самая высокая точка которого находится всего в 1 м над уровнем моря), разрушение коралловых рифов, которые исторически защищали его от штормов, также сделало его более восприимчивым к эрозии и наводнениям. Кроме того, поскольку здесь нет нормальной канализационной системы, большая часть человеческих отходов попадает в океан, что вызывает заболевания у тех, кто в нём купается.
Несмотря на многолетнее «наполнение», Гарди Сугдуб сегодня сталкивается с огромной проблемой плотности населения, поскольку строительство новых домов стало невозможным. Гигиенические и санитарные условия также оставляет желать лучшего, поскольку на острове нет надёжного доступа к чистой воде. К Гарди Сугдуб ведёт подводный водопровод, но он часто пересыхает, и жителям приходится добираться за свежей водой на вёслах до реки на материке.
И хотя некоторые жители предлагают переселить общину на более крупный соседний остров, исследования показали, что повышение уровня моря влияет на весь архипелаг настолько, что к 2050 году, по мнению учёных, многие другие острова, расположенные рядом с Гарди Сугдуб, станут непригодными для жизни.
«Мы все так или иначе затронуты повышением уровня моря, потому что каждый раз, когда идут дожди и уровень моря поднимается, наш дом становится похож на бассейн, и мы спим на вершине этого бассейна. Для будущего общины нам лучше переехать вглубь острова, хотя, на мой взгляд, я не знаю, будет ли это решением проблемы, потому что через несколько лет вода может дойти и до новой общины. Кроме того, я считаю, что эта проблема касается не только нашей общины, но и всего региона Гуна-Яла», - говорит Далис Моррис, школьная учительница из Гарди Сугдуб.
Фото: bbc.com
После долгих лет задержек строительство 300 домов на острове Исбер Яла должно быть завершено в феврале 2024 года, после чего семьи должны будут начать эвакуацию с острова. По словам Лопеса, впереди ещё много работы, в том числе создание системы канализации, и он по-прежнему скептически относится к тому, что Исбер Яла будет пригодна для проживания уже в феврале месяце текущего года.
Тем не менее, если в каждом сборном доме будет проведено электричество и обеспечен доступ к чистой питьевой воде, а община будет оснащена медицинским центром и новым Домом конгрессов, Исбер Яла сможет обеспечить жителям Гарди Сугдуб то, чего им сейчас не хватает: надёжное будущее.