Система освоения земель ahupua'a (ахупуаа), применяемая на практике более 1000 лет, может показать миру новый путь к устойчивому развитию.
Прогуливаясь по дорожкам сада и заповедника Лимахули, можно промокнуть от непрекращающегося дождя, характерного для пышного северного побережья Кауаи. Возле плакатов, представляющих Pritchardia limahuliensis, местную веерную пальму, эндемичную только для этой гавайской долины, можно почувствовать сладкий аромат белого гибискуса koki'o ke'oke'o, который когда-то считался вымершим.
Туристы приезжают в Лимахули, стремясь увидеть такие редкости, как эти, сохранившиеся в этом Национальном тропическом ботаническом саду площадью 17 акров, и очаровываются чем-то ещё более захватывающим: замысловатыми слоями древних террас с каменными стенами, которые поднимаются по долине и исчезают в густых высокогорных лесах над ней.
Как показало углеродное датирование, им более 1000 лет, они являются частью древней ахупуаа, сложной системы управления землёй и производства продуктов питания, которая когда-то позволяла изолированным и густонаселённым сообществам Гавайев быть полностью самодостаточными.
До контакта на Кауаи было более 50 ахупуаа, а на других Гавайских островах было больше сотен или даже тысяч.
Описанный гавайцами как простирающийся от маука (горы) до макай (океана), каждый ахупуаа имел узкую начальную точку высоко на внутренних вулканических вершинах, а затем расширялся, как кусок пирога, и включал в себя участок берега и рыболовные угодья на расстоянии приблизительно 0,5 км в море.
Каналы отводили речную воду для орошения lo'i kalo (поля прудов таро в низинах), которые были спроектированы для циркуляции воды из пруда в пруд и предотвращения застоя. Результат: урожайность с акра в пять раз выше, чем при выращивании в засушливых районах.
Фото: bbc.com
Там, где потоки пресной воды встречались с океаном, сложные рыбные пруды с каменными стенами смешивали богатую питательными веществами воду из прудов с таро с приливным течением, создавая идеальные условия для откорма рыбы, пойманной через шлюзовые ворота. Возвышенности, считавшиеся вао акуа (царством богов), были недоступны для всех, кроме тех, кто разбирался в управлении лесами.
«Что касается ахупуаа, важно понимать, что вода является организующим принципом», — говорит Давианна Помайкаи МакГрегор, профессор этнических исследований и директор Центра устной истории Гавайского университета в Маноа. «Наше слово для воды на гавайском — ваи, а для богатства — ваи вай, потому что если есть много воды, значит, ваша земля будет богатой, и у вас будет много еды».
В общине Ha'ena на отдалённой северо-западной оконечности Кауаи десятилетия усилий по сохранению и восстановлению одного из последних сохранившихся образцов полного ахупуаа окупаются. Сад и заповедник Лимахули, входящий в состав Ha'ena, восстановил 600 акров сельскохозяйственных террас. Hui Maka'ainana o Makana, общественная группа на низовом уровне, в которую входят многие потомки первоначальных семей Ha'ena, восстановила пруды с таро и возродила традиционное управление земельными ресурсами от гор к морю, а также создала первое санкционированное государством общественное морское рыболовство.
В процессе Хаэна стал образцом усилий по сохранению существующих ахупуаа на островах и восстановлению других, давно разрушенных ананасовыми плантациями и скотоводческими фермами. «Система апухуаа была очень целостной, в ней рассматривалась экология всего водораздела, сельскохозяйственных угодий и рыболовства как единого места», — говорит Лей Ванн, директор сада и заповедника Лимахули, происходящий из одной из первых семей Хаэна. «Так мы управляли нашими ресурсами в течение сотен лет, и теперь мы приходим, чтобы увидеть, насколько хорошо они понимали и заботились об окружающей среде с помощью того, что осталось нам сегодня».
Фото: bbc.com
На островах смелые и разнообразные коалиции общественных активистов, учёных и экологов работают с правительством штата, службой парков и частными землевладельцами над восстановлением традиционных устойчивых методов. И благодаря усилиям, которые принесли им международную известность, они переводят их в современную среду — ключевая цель в штате США, который теперь печально известен тем, что импортирует 85% своей еды. «Ахупуаа — это путеводная карта, позволяющая взглянуть на Гавайи с совершенно традиционной гавайской точки зрения, которая возвращает вас на тысячи лет назад и предлагает мысли людей, которые жили там и были управляющими землёй всё это время» — говорит Сэм Оху Гон, старший научный сотрудник Тихоокеанской биокультурной инициативы, проекта Гавайского университета в Маноа. «Это дверь к доступу ко всем этим прошлым знаниям, которые полностью применимы сегодня».
На самом деле, говорит Гон, система ахупуаа, также называемая моку, может смоделировать способ прокормить и обеспечить быстрорастущее население Земли перед лицом изменения климата.
«Благодаря этим интенсивно управляемым системам земледелия и рыболовства гавайцы смогли поддерживать удивительно небольшой экологический след, используя менее 15% своей наземной экосистемы, поддерживая при этом несколько сотен тысяч человек без каких-либо внешних воздействий», — пояснил он.
Учёные использовали модели пространственного распределения этих ахупуаа, чтобы рассчитать их потенциальные возможности производства и распределения в прошлом, а затем оценили их будущий потенциал с учётом современного землепользования и ряда будущих климатических сценариев. Они обнаружили, что эти уровни производства могут удовлетворить потребности гавайского потребления сегодня.
В 2018 году Организация Объединенных Наций выбрала Гавайи в качестве центра устойчивого развития Local2030. Это честь, которая признаёт силу организационных усилий штата под руководством сообщества и их потенциал стать образцом для других. На каждом гавайском острове осуществляются проекты по восстановлению местных видов, восстановлению лесов на возвышенностях, уничтоженных выпасом скота, рекультивации устьев рек, восстановлению полей таро и рыбных прудов и защите океанских рыбных запасов.
Фото: bbc.com
В то время как в большинстве районов развитие препятствует воссозданию всей системы ахупуаа, новые проекты вывесок отмечают границы исторической ахупуаа, повышая осведомленность о целостной системе. «Мы выявляем сообщества с давними отношениями с землёй и морем, а затем работаем с ними, чтобы объединить лучшее из науки и лучшие из методов местного сообщества», — сообщает Гон. «Гавайская культура активно подавлялась, поэтому найти те анклавы, где это традиционное знание всё ещё живо, всегда приятно».
Главной силой в этом обмене знаниями является базирующаяся в Оаху некоммерческая организация Kuaaina Ulu Auamo (KUA), которая функционирует как виноградная лоза, связывающая местные и местные инициативы по управлению природными ресурсами на всех островах. Через коалиции, такие как Hui Malama Loko I'a, сеть специалистов по восстановлению рыбных прудов, KUA помогает организаторам обмениваться методами, стратегиями и идеями. «Идея состоит в том, что как только у вас появятся основные сообщества, которые реализуют эти проекты, люди начнут видеть положительные результаты и захотят внести эти изменения в свои сообщества», — сказал директор KUA Кевин Чанг.
Наибольшие успехи KUA были достигнуты в результате усилий по созданию Общинных районов управления промысловым рыболовством (CBSMA), которые возлагают на прибрежные сообщества основную ответственность за установление правил рыболовства, которые могут исключать коммерческое рыболовство. Это движение, которое быстро набирает обороты в последние годы. «В каждом уникальном сообществе существуют традиции и практика в отношении того, как они ловят рыбу и управляют своим промыслом, и мы знаем, что управление природными ресурсами более эффективно, когда местная власть предоставляется людям, которые напрямую полагаются на ресурс и понимают его», — считает Чанг.
Фото: bbc.com
Хотя некоторые могут не думать об океанском рыболовстве как об элементе землепользования, по словам Ванна, именно так оно и было в ахупуаа. Набирают силу и наземные инициативы. Одним из любимых примеров Гона является Проект восстановления леса Аувахи, кооператив между местным сообществом и одной из крупнейших семей владельцев ранчо на Мауи, которая с 1997 года работает участок за участком, чтобы восстановить леса на возвышенностях на склоне вулкана Халеакала, разрушенного выпасом скота.
«Всё начиналось как один небольшой отряд, окруженный выжженными пастбищами, а теперь он стал настолько успешным, что вы можете увидеть лес из космоса», — говорит Гон. Посетители могут узнать о возрождении ахупуа во всё большем количестве парков, ботанических садов и заповедников. Государственный парк Ахупуа`О Кахана, расположенный на восточной стороне острова Оаху, сохраняет полосу площадью 5300 акров от гребня гор Коолау высотой приблизительно 815 метров до залива Кахана. Долина Ваймеа, парк, наиболее известный своим грохочущим водопадом, также является домом для реставрации ахупуаа. На острове Гавайи в Этоноботаническом саду Эми Б. Х. Гринвелл хранятся археологические остатки террас ахупуаа.
Посетители Гавайев также играют важную роль в возрождении ахупуаа, поскольку инициативы создают новые способы для посетителей узнать о традиционном управлении сельским хозяйством и рыболовством, а также ограничивают доступ к защите ресурсов. Например, в Хаэне новая разрешительная система, запущенная в 2019 году, ограничивает количество посетителей государственного парка Хаэна и тропы Калалау до 900 человек в день, требуя предварительного бронирования для входа.
Фото: bbc.com
«Часто люди думают о системе ахупуаа как о чём-то прошлом, но мы определённо всё больше и больше осознаём её как нечто, что может стать частью нашего гавайского общества сегодня», — говорит Ванн. «Мы создаём ахупуаа для 21 века».