Когда 2021 год подошёл к концу, британская светская львица Гислен Максвелл была осуждена по обвинению в торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации в связи со своим бывшим партнёром и сообщником Джеффри Эпштейном. Тем не менее, это были не её проступки или непристойные подробности её образа жизни, которые стали вирусными, а скорее набросок из зала суда…
Сюрреалистическое изображение заставляет задуматься об этой забытой и нишевой форме искусства, которая существовала ещё до фотографии и сохранялась, несмотря на фотографические инновации. Художники присутствовали в судах ещё в 16 веке во время Реформации.
Неизвестный английский художник изобразил сцену суда над Марией, королевой Шотландии, когда она вошла в зал суда замка Фатерингей в 1586 году, а изображение суда над Галилео Галилеем в 1633 году Жозефа Николя Робер-Флери висит в Лувре.
В Соединенных Штатах история зарисовок в зале суда восходит к Салемским процессам над ведьмами, а викторианские иллюстраторы стали ключевыми для средств массовой информации. По словам исследователей из Сиракузского университета, «викторианские газеты и новостные журналы имели «художников-пожарных», которых отправляли на фронт, чтобы тайком получать с места событий миниатюрные зарисовки происходящего».
Современные художники сегодня могут продавать свои эскизы по листам или за суточные комиссии телеканалам, газетам или самим нарисованным людям, а несколько эскизов также были приобретены институциональными архивами из-за их исторической ценности. Библиотека Конгресса хранит собственные коллекции зарисовок залов судебных заседаний.
Фото: messynessychic.com
Джейн Розенберг, художница, которая документировала в зале суда Гислейн Максвелл, говорит, что иногда ее испытуемые высказывают непрошенные предпочтения. «Джон Готти хотел убрать второй подбородок», — сказала она New York Post. И они «всегда хотят, чтобы нарисовали больше волос. Я получаю такие пожелания всё время».
Розенберг потребовалось некоторое время, чтобы найти свою нишу. Она не была уверена, что у неё достаточно быстрые руки, но она наработала портфолио, слоняясь по зданию суда и рисуя работников в ночном суде, пока не продала эскиз NBC. С тех пор у неё было больше работы, с которой она даже не успевает справиться.
Несколько художников прославились зарисовками в зале суда, например, Ховард Броди, который классно иллюстрировал судебные процессы над Чарльзом Мэнсоном, Пэтти Херст и Чикагской семёркой. Мэрилин Черч зарисовала суд над сыном Сэма и выдержала такое же состязание в гляделки с подсудимым, как Джейн Розенберг со своим субъектом. Она также иллюстрировала громкие судебные процессы над Джоном Хинкли, Вуди Алленом, Мартой Стюарт, Леоной Хелмсли, Джеки Кеннеди, Дональдом Трампом и Робертом Чемберсом, «опрятным убийцей».
Билл Роблес, номинированный на премию «Эмми», первым зарисовкой зала суда изображал судебный процесс над Чарльзом Мэнсоном, но он также освещал зарисовки О.Дж. Симпсон, Тед Качински, Тимоти Маквей, Ричард Рамирес, Родни Кинг и Майкл Джексон. Для некоторых судебных процессов зарисовки залов суда - единственные изображения, которые когда-либо видит публика. Фотосъемка в залах суда была запрещена с 1935 года, после печально известного медийного цирка вокруг судебного процесса по делу о похищении ребёнка Линдберга.
Фото: runyweb.com
В 1944 году вступило в силу правило 53 Федеральных правил уголовного судопроизводства, запрещающее фотографирование и трансляцию в зале суда. Тем не менее, беспокойство по поводу гарантий занятости является характерной чертой отрасли. «С тех пор, как я стала художником в зале суда, я всегда думала, что камеры будут в суде в любую минуту», — сказала Розенберг. «И они приняли закон в 1988 году, разрешающий камеры в судах штата Нью-Йорк, и я подумала: «Вот и всё». Для меня всё кончено». Однако это справедливо не во всех случаях в штате Нью-Йорк».
Одна художница из зала суда, Кристин Корнелл, говорит, что раньше вся передняя часть зала была заполнена художниками-зарисовщиками. Легализация фотосъёмки в зале суда в штате Нью-Йорк в 1988 году, по её словам, выхолостила индустрию. «Сейчас нас осталось немного. Отрасль изменилась, но преступность осталась». Некоторые федеральные суды экспериментировали с камерами с 1991 по 1994 год. В американских судах по телевидению транслировались многие известные судебные процессы (например, дело об убийстве О. Джей Симпсона).
Во время судебного процесса над О. Дж. Симпсоном в 1995 году в ночных новостных передачах сетей ABC, NBC и CBS подробностям этого дела уделялось больше эфирного времени, чем боснийской войне и взрыву в Оклахома-Сити вместе взятым. Почти 150 миллионов человек смотрели приговор в прямом эфире, когда О.Дж. Симпсон был признан невиновным.
В ответ многие судьи приняли решение снова запретить присутствие камер в своих залах судебных заседаний, что сделало это основной причиной, по которой средства массовой информации часто полагаются на художников-скетчеров для визуального изображения судебного разбирательства.
Во многих юрисдикциях камеры запрещены, поскольку они отвлекают и потенциально нарушают конфиденциальность присутствующих.
Конфиденциальность можно наблюдать с помощью набросков, оставляя их лица пустыми: «Иллюстрации Розенберг к делу Максвелл и другим делам включают пронзительные портреты анонимных свидетелей с призрачными, пустыми лицами».
В некоторых судах, в том числе в Соединенном Королевстве и Гонконге, художникам даже не разрешается делать наброски в суде. Скорее, они создают наброски по памяти или записи после выхода из зала суда. Но даже если им разрешено делать наброски в данный момент, художники должны быть быстрыми. Особенно быстро им приходится работать во время слушаний по обвинению, когда свидетель может появиться всего на несколько минут – позировать им некому.
Фото: runyweb.com
И как будто нехватка времени недостаточно сложна, часто залы суда настолько переполнены, что художники едва могут видеть человека, которого они должны рисовать. Если им повезёт, в суде нет присяжных, и судья может разрешить художникам сидеть в ложе присяжных, но в большинстве случаев они будут сидеть в общественном месте вместе со всеми остальными. Представьте себе, как да Винчи пытается нарисовать Мону Лизу и запечатлеть её знаменитое выражение лица сзади!
Художники в зале суда должны очень хорошо улавливать лицо человека с первого взгляда.
Сообщая о суде над Максвелл, Джей Оливер Конрой из Guardian отмечает, что рисованное искусство более снисходительно, чем фотография, и потенциально менее зловещее.
Фотография или кадр с чьим-то выражением лица часто могут быть вырваны из контекста. Но «у этого также есть преимущество художественной лицензии — художники могут сжимать людей и действие в один кадр, передавая ощущение драмы и атмосферы зала суда, которые трудно передать фотосъёмке».
Несмотря на все навыки, необходимые художнику в зале суда, их работа, по крайней мере, насколько известно, никогда не ассоциировалась с миром изобразительного искусства. Считаясь скорее умирающим ремеслом, чем формой искусства, однако, можно утверждать, что, несмотря на всю драму, историю в процессе создания и знаковые предметы, задействованные в его создании, эскиз зала суда заслуживает более коллекционного статуса. На данный момент у ниши есть собственный аккаунт в Instagram.