Исследование 2018 года показало, что девушки составляют около 50 процентов «всех начинающих и амбициозных гитаристов». И хотя в 2018-том это могло показаться удивительным, возможно, на самом деле, это воспринималось как возвращение к истокам, ко времени, когда гитара рассматривалась как женский инструмент. И, хотя сегодня, по прежнему, наблюдается рост числа девушек, покупающих гитары, существует тенденция непропорционально большого числа бас-гитаристов женского пола, особенно в «тяжёлых» стилях музыки. Как отметил историк музыки Стив Ваксман в эссе 2020 года: «Девушки бас-гитаристы в рок-музыке встречаются гораздо чаще, чем девушки-барабанщики или гитаристы ритм и соло».
В августе 1987 года журнал Rolling Stone опубликовал опрос критиков под заголовком «100 лучших альбомов за последние двадцать лет». Девушки фигурировали менее чем в четверти перечисленных групп. Всего четырнадцать девушек, пять из которых были мультиинструменталистами. Среди этих пятерых была только одна бас-гитарист - Тина Уэймут из Talking Heads. Но как однажды прокомментировала Ким Гордон, басист Sonic Youth: «Каким-то образом в панк-роке девушки начали играть на бас-гитаре».
Изучая рок-группы, Клоусон также заметила эту тенденцию. Когда она посмотрела на выборку групп, выступающих на региональном конкурсе, она подтвердила «представление о том, что девушки непропорционально представлены в качестве бас-гитаристов». И в своих интервью с участниками групп она также высказывала это мнение. По её словам, «бас в 1990-х годах постепенно становится женским инструментом в альтернативном рок-направлении».
Клоусон обнаружила, что многие считают игру на бас-гитаре менее требовательной к квалификации музыканта, чем другие инструменты. По её словам, как минимум один парень из группы выражал мнение, что на бас-гитаре «играть легче». И многие из тех, у кого она взяла интервью, предполагали, что «именно лёгкость обучения особенно важна для девушек».
Фото: bass4ever.ru
Хотя это предположение может корениться в сексистских убеждениях, оно также может быть связано с возрастом, в котором девушки начинают играть на инструментах. Это подтверждается статистическими исследованиями - девушки начинают играть в
рок-группах в возрасте девятнадцать лет, в среднем, и присоединяются к своей первой группе в двадцать лет. При этом парни начинают играть значительно раньше - в тринадцать лет, в среднем, и присоединяются к группе вскоре после того, как им исполняется пятнадцать.
Другое объяснение связано со спросом и предложением. Казалось бы, бас-гитаристов должно быть больше хотя бы потому что на этом инструменте «легко» играть. Однако Клоусон обнаружила, что бас-гитаристы пользуются большим спросом, но, всё равно, их не хватает. Один из опрошенных музыкантов подтвердил это, сказав, что в тот день, когда у него появилась своя бас-гитара, он «уже играл в двух группах».
Более того, соло-гитара обычно рассматривается как своего рода «звезда» всего шоу, в то время как бас лишь оказывает поддержку, и это ещё одна причина, по которой её стали феминизировать, отмечает Клоусон.
«Совершенно не очевидно, почему бас-гитару следует рассматривать как женский инструмент, кроме того факта, что на нём всё чаще играют девушки», - пишет Клоусон. И как пишет Ваксман: «Несмотря на стереотипные ассоциации, всё чаще возникающие между басом и девушками-музыкантами, этот инструмент всё же выступает как своего рода проводник, с помощью которого девушки претендуют на своё место в исконно мужской среде рок-музыки».
Стоит отметить, что это хорошие новости для любителей музыки. Поскольку всё больше девушек играют на гитаре и это позволит, в будущем, услышать следующую версию таких выдающихся девушек-музыкантов как Кэрол Кэй, Ким Дил и даже Эсперансы Сполдинг.