90 ранее неизвестных песен одного из величайших композиторов классической музыки Гаэтано Доницетти прозвучат впервые за более чем 200 лет. Их обнаружил ведущий музыковед Роджер Паркер профессор музыки в Королевском колледже Лондона. Паркер назвал партитуры Доницетти "невероятными шедеврами", среди которых достойное место занимает "Лючия ди Ламмермур".
"Это удивительная коллекция песен, среди которых огромное количество совершенно неизвестных", - говорит Паркер. "Некоторые из них, возможно, и были опубликованы когда-то в 19 веке, но никогда не исполнялись в наше время. А есть и такие, которые буквально никогда не исполнялись с 19 века". Он добавил, что после исполнения мелодий слушатели не смогут удержаться и будут их постоянно напевать.
За два года кропотливой "детективной" работы он разыскал музыкальные произведения Доницетти в архивах и коллекциях по всему миру. В одном случае краткое упоминание в старой книге привело его в австрийский монастырь близ Линца, но его электронное письмо осталось без ответа. Он обратился к немецкому музыковеду, который позвонил в приёмную, где его соединили с австрийским священником, который сфотографировал партитуры, подтвердив их значимость взволнованному Паркеру. "Там был целый ряд песен, которые считались полностью утраченными. Мы нашли там совершенно неизвестные произведения", - сказал он.
Другие были найдены в Национальной библиотеке Франции в Париже, где Доницетти поселился в 1838 году, а также в архивах Неаполя, где он был композитором в местном оперном театре Сан-Карло, и в Бергамо в Ломбардии, где он родился в относительно бедной семье. Некоторые из них были найдены далеко от мест, где он творил, в Великобритании и Австралии. Паркер утверждает, что "очень часто Доницетти мог написать песню за вечер и подарить её другу. Так что они были рассеяны по всему миру. Я уверен, что где-то есть и другие песни. Я сделал всё возможное, чтобы собрать их все".
Песни Доницетти (хотя они иногда исполняются в операх) по большей части написаны в стиле, в котором "настроение" музыкального произведения обычно менее экстравагантно, как и вокальные требования. Но способность композитора передать в музыке эмоциональное состояние, как всегда, неизменна. При этом, хотя каждая сольная песня Доницетти написана для голоса и фортепиано, некоторые из них включают дополнительные инструменты.
Среди ранее неизвестных французских песен Доницетти есть и Quand je vis que j'etais trahie ("Когда я увидела, что меня предали"), которая была написана в 1841 году. Произведение написано с обширной партией для orgue expressif (предшественника фисгармонии, которая была выставлена в 1810 году в Париже и обеспечивала более выразительную игру благодаря наличию двух ножных педалей). По словам Паркера, Quand je vis que j'etais trahie - это одна из самых эмоциональных песен Доницетти, длящаяся около шести минут. В ней рассказывается о молодой послушнице, которая ищет утешения в церкви после разочарования в любви.
Среди других неизвестных французских песен - "О! Не избегай меня", написанная примерно в 1840 году, в которой страстный взволнованный голос тенора призывает возлюбленную не прогонять его. Кроме того Паркер назвал итальянскую песню австрийского монастыря "Non v'e piu barbaro" (Нет ничего более варварского) 1820-х годов "амбициозным" произведением, небольшой музыкальной драмой на слова знаменитого либреттиста XVIII века Пьетро Метастазио.
Фото: theguardian.com
Песни будут исполнены и записаны в рамках крупного проекта, который будет запущен осенью этого года лондонской компанией Opera Rara, занимающейся возрождением забытого вокального наследия 19-го и начала 20-го веков. Компания сотрудничает с лучшими организаторами: дирижёр сэр Марк Элдер, который ранее был её художественным руководителем, а Рене Флеминг, суперзвезда сопрано из США, является её почётным меценатом.
В течение трёх лет песни Доницетти будут звучать в Вигмор-холле в Лондоне, а также в серии из восьми запланированных записей.
Генри Литтл, исполнительный директор Opera Rara, отметил "замечательное качество" новых песен и утверждает, что Паркер (который выступал в роли консультанта по выбору репертуара) совершил "удивительный подвиг", заново открыв и отредактировав песни так, чтобы их можно было исполнить сегодня.
Проект приурочен к 225-летию со дня рождения композитора. Доницетти было всего 50 лет, когда он умер в 1848 году. При этом его известные классические оперные произведения, такие как "Дочь полка", "Фаворитка" и "Любовный напиток", также будут представлены публике.