Археологи всегда задаются вопросом, что побуждает одни сообщества кремировать своих покойников, в то время как другие хоронят своих близких в земле. Многие сообщества прошлого предпочитали проводить кремацию и ингумацию одновременно. Такие случаи особенно интригуют. Когда в одном обществе параллельно практикуются разные погребальные обряды, сложно понять, что побуждало использовать конкретный способ погребения в отдельно взятом случае.
Это была вера, культ, социальное положение, семейная традиция, привязанность к месту или даже политическое заявление? Влияли на это факторы среды, или просто время года? Или это было связано с социальной идентичностью умершего или обстоятельствами его смерти?
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Невероятно популярный и продолжительный сериал AMC "Ходячие мертвецы" даёт нам постапокалиптический вымышленный взгляд на то, как небольшие кочующие группы семей и отдельных лиц разных этнических и религиозных убеждений, возраста и пола могли выбирать, как избавиться от мёртвых.
В 1 сезоне мы видим, как Рик Граймс и его группа принимают твердое решение сжечь зараженных и при этом отличить тех, кого они любили / знали, похоронив их. Дело не только в различных способах обращения с трупом, но и в использовании могилы как места проведения общественных поминальных служб.
Давайте внесём ясность: сжигание трупов зомби может рассматриваться как средство борьбы с вторичными заболеваниями (или, на самом деле, с распространением самого зомби-вируса, о причине которого, похоже, не знают даже сценаристы!).
Однако выделение тех, кто считался исключительным, даже если они были инфицированы, показывает, насколько процесс избавления от мертвых различался внутри сообщества для разных трупов. Работа по рытью могил, опусканию трупов, засыпке могил и проведению даже простых надгробных церемоний, и, таким образом, транспортировка и пространственное отличие умерших людей от кажущихся ужасными, плохо сложенных общих погребальных костров, представляют собой совокупность стратегий скорби и поминовения.
Это рассматривается не просто как "традиция", а как активный жест тех, кто пострадал от апокалипсиса, чтобы показать свою человечность перед лицом непостижимых ужасов, в отличие от утилизаторской практики складывания горящих тел в кучи или просто бросание тал на месте упокоения.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Во 2 сезоне “Ходячих мертвецов” мы возвращаемся к этой теме. Глен обнаруживает, что ходячих, которые забрели на ферму, и тех близких, которые обратились, Хершел держит взаперти в сарае и кормит цыплятами. Когда Шейн теряет терпение, взламывает амбар, группа должна убить тех, кто внутри. Не только потому, что в сарае находится семья Хершела, но и потому, что среди них обнаружена София, их убийство является особенно травмирующим и вызывающим разногласия моментом.
Кроме того, Хершел должен справиться со своим заблуждением, что те, кого он запер в сарае всё ещё живы, просто больны. Он должен видеть всё, чтобы осознать свои заблуждения, и понять, что держать их у себя под носом слишком опасно.
Захоронение
Продолжается бурная дискуссия, в ходе которой принимается решение о месте нахождения и методах захоронения убитых ходячих. Ти-Дог задает практический вопрос: будем ли их хоронить? Андреа заявляет, что должна быть служба. Лори руководит захоронением тех, с кем они были близки: так выкапываются могилы для тел Софии, Аннет и Шона. Как говорит Андреа: ‘Мы хороним тех, кого любим, а остальных сжигаем’.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Место захоронения выбрано из соображений практичности и близости, как кажется: под гору и недалеко от сарая, где они были размещены. Таким образом, место находится перед домом и может рассматриваться как эмоциональное и социальное.
Захоронения простые, в ряд, под деревьями. Таким образом, место захоронения представляет собой простую эстетику фермерского двора. Мы видим группу, занимающуюся рытьем могил. Мы видим, что могилы используются во второй фазе, когда к существующим трем телам добавляется четвертое. Это становится местом захоронения Дейла после того, как на него нападает ходячий и вспарывает ему живот.
Таким образом, мы видим могилы одинаковыми, но представляющими два вида смерти как "любимых ходячих", так и недавно умерших членов группы, обрамленные камнями и с цветами в изголовье (предположительно на западе, если они действительно выровнены с запада на восток в соответствии с христианской традицией).
Сжигание
Сожжение неумелое и грубое, тела увозят на грузовике на другую сторону дома. Момент мрачного юмора возникает во время складывания тел в кузов грузовика, когда у одного выпадает рука. Андреа помогает в погрузке и разгрузке трупов, но в приготовлении и сожжении погребального костра участвуют только два самца – Шейн и Ти-Дог (последний обеспечивает непрерывность выполнения этой задачи с 1 сезона).
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Они с трудом складывают дрова согласованным образом и используют бензин в качестве горючего. Их поджигают вне поля зрения остальных. Хотя официального ритуала нет, они оба зажигают факелы и вносят свой взаимный вклад в захоронение, что само по себе может рассматриваться как момент уважения к мертвым.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
В более поздней серии мы видим, как Дейл ночью проходит мимо частично сгоревшей кучи трупов. Это подтверждает импровизированный характер кремации и полное отсутствие внимания к посткремационной обработке праха.
Это также означает, что на ферме есть две зоны захоронения – одна почетная и для ингумации в передней части территории, другая обесчещенная и предполагающая массовую кремацию в задней части. Тем не менее, оба занимают видные места в повествовании 2 сезона, формируя пространство фермы, которая является временным домом для группы, пока они борются за выживание.
Фото: howardwilliamsblog.wordpress.com
Таким образом, даже при всей прозаичности и отсутствии духовного содержания, сожжение мертвых было ситуативным и значимым для группы: оно отличало нас от них. Как отмечалось ранее, противостояние в между "нами" (группой) и "ними" (ходячими) должно было измениться по мере появления в истории других групп живых…