Режиссёр: Мартин Макдона
Сценарист: Мартин Макдона
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Бэрри Кеоган, Пэт Шорт, Гэри Лайдон, Дэвид Пирс, Шейла Флиттон, Брид Ни Ничтейн
Сценарист и режиссёр Мартин Макдона хорошо известен своими мрачно-юмористическими размышлениями о жизни. Его работа над тремя художественными фильмами до последнего релиза казалась упражнением в том, насколько мрачными могут быть его истории, и насколько ущербными и проблематичными могут быть его персонажи, в то же время, заставляя каждого из зрителей смеяться и плакать.
Кинорежиссёр, известный прежде всего как драматург до своего режиссёрского дебюта в 2008 году, заслуживает похвалы за последовательное раскрытие тем, менее обсуждаемых в современной кинематографической сфере, безвкусных, но широко популярных «механизмах», созданных больше для защиты инвестиций и поддержки неудачных деловых предприятий, чем для достижения какой-либо человеческой правды.
«Банши Инишерина», четвёртый полнометражный фильм Макдона, представляет всё, что зритель привык ожидать от уникального кинематографического голоса этого режиссёра.
На этот раз его объектив направлен прямо на отношения между мужественностью и психическим здоровьем. Это не так потрясающе смешно, как «В Брюгге», и не так общедоступно, как «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», но, возможно, это лучший фильм Мартина Макдона, выпущенный на сегодняшний день. Преодолев рамки сюжета, предназначенного непосредственно для награждения, как в его семикратно номинированном на «Оскар» фильме «Три билборда», Макдона возвращается к тому, что он знает и представляет наиболее эффективно: мужчин, говорящих с мужчинами и о мужчинах.
Фото: championat.com
Колин Фаррелл играет гордого хорошего парня, который живёт ради простых удовольствий, а его коллега по Брюгге Брендан Глисон играет его впечатлительного друга-художника, который ищет в своей жизни большего, чем бессмысленные взаимодействия со своим «скучным» другом. Живя в небольшом сообществе на острове Инишерин недалеко от побережья Ирландии эпохи гражданской войны в 1920-х годах, делать нечего, кроме как проводить время друг с другом, поэтому решение одного мужчины прекратить дружбу влечёт за собой ряд последствий, одновременно фарсовых и глубоко огорчающих...
Почерк Макдона, как всегда, острый и остроумный на первый взгляд, юмор переливается от сцены к сцене, как только фильм устанавливает свой тон в первом акте. Его работа с диалогами особенно сильна: двукратный победитель премии BAFTA за лучший сценарий демонстрирует его способность выражать широкий спектр эмоций персонажа с помощью замкнутого языка типичного мужчины. Как и в случае с «В Брюгге», в частности, между строк, которые читает каждый актёр, можно сказать так много, хотя строки, безусловно, поэтичны по-своему.
Фото: championat.com
На структурном уровне «Банши Инишерина» выглядят столь же мрачно, как и любой фильм Макдона, и, возможно, даже более навязчивы. Как будто сам остров страдает от недооценённых манизмов, и над каждой сценой нависают вполне реальные последствия отказа от разговора или обращения за помощью. По мере того, как боль одного мужчины передаётся другому, зритель наблюдает, как мужчины и женщины попадают под покров тьмы. Боль, как предполагает Макдона, заразна.
Это история, столь же оперная, как и всё, что было показано на экране за последние десять лет, это почти неизбежная эскалация трагических личных событий, как в маленьком городке, небольшая версия «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски, только с большей индивидуальностью. Представить такую историю с таким количеством моментов, над которыми можно посмеяться, — это действительно смелый выбор кинематографиста, хотя Макдона требует большего, и чтобы сделать это эффективно, нужно выбрать правильных актеров. Возможно, именно поэтому Макдона обратился к «завсегдатаям» фильмов Колину Фарреллу и Брендану Глисону, чтобы они взяли на себя большую часть ответственности.
У Колина Фаррелла особенно памятный год, его вклад в «Бэтмена» и «После Янга» был положительно воспринят, но «Банши», без сомнения, является его самой многослойной и выдающейся игрой в 2022 году.
Как простой, но милый Padraic Suilleabhain, он преуспевает в том, как заслужить щенячью симпатию, его комическая физичность усиливает юмор, но всегда склоняется только к правильной стороне мультяшности. Он блестящий стрелок, пожалуй, единственный, кто способен так правдоподобно воплотить этого персонажа в жизнь. Его персонаж наполнен грустью, и тяжесть этой печали, безусловно, проявляется в каждом элементе его игры. Его тихий голос сменяется гулом, обеспокоенное выражение лица — пустым взглядом стеклянных глаз, нервно вздёрнутые плечи — широкими воротами. Это фильм Колина Фаррелла на экране, его твёрдая рука ведёт зрителя через глубины творчества Макдона.
Фото: thefilmagazine.com
Брендан Глисон в роли Колма так же эффективен, хотя и менее ощущается его присутствие. Его глаза рассказывают всю историю, хотя иногда он приближает зрителя, когда делает движение, чтобы заговорить, но не произносит ни слова. Он большой, сильный и кажется единым с самим собой, но он играется как неуверенный и, без сомнения, одинокий, что дарит самое острое взаимодействие с отношениями между психическим здоровьем и мужественностью.
«Банши из Инишерина» — ансамблевый хит Макдона, с такими сильными диалогами и историей, столь глубоко укоренившейся в своих намерениях раскрыть серьёзные и тёмные темы, способность Макдона развивать такой исключительный уровень игры своих актёров выражает его выдающиеся способности по всем направлениям. Если бы «Банши» были более открытыми в своём кинематографическом стиле, как «В Брюгге», или такими же быстрыми в повествовании, как «Семь психопатов», возможно, зрители бы обсуждали следующий кассовый инди-хит, который понравится всем.
Как бы то ни было, «Банши Инишерина – это не кино, которое будет удивлять в каждом снимке экрана или давать сенсорную перегрузку, вызывающую выброс дофамина, это осмысленное, трогательное кино, говорящее правду о мужественности и депрессии, которую немногие режиссёры смогли так лаконично вплести в свою работу.
Фото: championat.com
«Банши из Инишерина» — это экранная оперная басня, которую нужно пережить. Тем, кто готов сдаться его намерениям, более глубоко вникнуть в презентацию, чем просто насладиться его шутками, этот фильм Мартина Макдона покажется содержательным, артистичным и сильным. Это тот тип фильмов, которые проникают в более тёмные части мозга и поселяются там, заставляя задавать более глубокие вопросы о себе и своём отношении к психическому здоровью.