Несмотря на вполне себе сказочную подоплёку, картина переносит зрителя не в Тридесятое царство, а в современный Киев. Именно здесь проживает главный герой сериала и по совместительству лучший педагог истории всея времён, Василий Голобородько.
Фото: youtube.com
Живёт он, естественно, в большой семье: вместе с родителями предпенсионного возраста, вечно незамужней сестрой и взрослой племянницей. Окружает их гора советской мебели с оторванными дверцами и куча проблем, которых невозможно избежать, когда на одной территории ютится сразу несколько поколений.
Но самой главной проблемой Василия является не маленькая зарплата, на которую невозможно снять отдельное жильё, и даже не отсутствие каких-либо перспектив, а видео в интернете. Из-за вирусного ролика герой вот-вот лишится любимой работы. Однако по прихоти сценаристов вчерашний источник бед чудесным образом становится счастливым билетом в президентское кресло.
Фото: youtube.com
Нечаянно, в буквальном смысле случайно Голобородько становится у руля некогда великого корабля под названием Украина. Судно на момент назначения нового капитана терпит бедствие и явно нуждается в ремонте. Оно оказалось в эпицентре шторма из коррупции, закулисных игр и пустой казны. Пробоины есть как во внутренней политике, так и во внешней.
Фото: youtube.com
Сериал виртуозно обыгрывает все пороки, приписываемые современной политике. Взять хотя бы кумовство. Здесь оно выходит за рамки привычного понимания за счёт красиво обставленной гиперболизации. По сюжету после массового бегства министров заграницу секретарю не приходится менять таблички с фамилиями, ведь на должностях замов сидят дети беглецов. Их помощниками являются матери, двоюродные братья и прочая родня. Далее идёт череда однокурсников, друзей и армейских сослуживцев. Вот уж поистине, скованные одной цепью, связанные одной целью!
Естественно, казнокрады чудят не по своей воле. Они всего лишь марионетки в руках Трёх толстяков, которые в прямом и переносном значении управляют страной из тени – их лица зрителям не показывают. В кадре присутствуют лишь вечно жующие рты, символизирующие ненасытность.
Фото: youtube.com
Отношение Карабасов к Украине мы можем понять и через их любимое занятие. Для них она похожа на Монополию – настольную игру, суть которой сводится к обогащению. Здесь владелец городов и предприятий только выжимает деньги из своей собственности. Ему не нужно разбираться с социальными и экономическими последствиями своих действий, ведь народ в принципе исключён из влияющих на ход игры факторов.
Периодически мелькающая в кадре Монополия является далеко не единственной отсылкой. Ими щедро приправлена каждая серия. Однако в какие-то моменты аллюзии и намёки переходят в прямое объяснение ситуации. Взять хотя бы тот же диалог с Людовиком. Здесь зрителям в лоб говорят, что Василию страна досталась в настолько плохом состоянии, что бунта и «летящих голов» было не избежать. Мол, это не главный герой является неэффективным управленцем. Это всё обстоятельства, возникшие задолго до его появления. Да и президент принимает непопулярные решения не из внутренних побуждений и не руководствуясь социально-экономическими предпосылками, а потому что его вынуждают это сделать внешние факторы. Причём «внешние» настолько, насколько это вообще возможно: это Запад в ультимативной форме требует от Голобородько реформ.
Портит ли сериал подобное упрощение? Если воспринимать «Слугу народа» как художественную картину, а не как сатирическую ретроспекцию, то ни капельки. В этом многосерийном фильме есть всё необходимое для приятного досуга: непошлый юмор, понятные типажи, узнаваемые актёры и главный герой, вызывающий живые эмоции. Именно ради них и стоит смотреть ленту.