Просто великолепно! В последние годы я не видел ничего более-менее достойного в жанре спортивного фильма: все потуги реанимировать жанр сводились исключительно к нудным и пафосно-сопливым рассуждениям о "силе духа" и "патриотизме", при этом каким-то непонятным образом ухитряясь эти понятия вежливо обходить, предпочитая лишь говорить о них. Разочаровала "Тайна Аляски", насквозь фальшивая "Студенческая команда" представляла собой лишь очередной эпизод "Беверли Хиллз 90210 на футбольном поле", а "Ради любви к игре" вообще оказалось двухчасовым смакованием того, как замечательно идёт Кевину Костнеру и его оттопыренным ушам бейсбольная форма.
И ожидания насчет "Каждого воскресенья" были, понятное дело, слегка пессимистичными, от чего не спасало даже то, что фильм ставил Оливер Стоун (иногда, как в "Дж.Ф.К.", он позволяет себе "арт-хаусные" изыски ставить превыше содержания).
Но, слава Богу, все это оказалось лишь беспочвенными подозрениями - фильм по-хорошему жёсткий, честный и прямой. Именно после такого кино понимаешь, что же американцы находят в американском футболе - для них это квинтессенция всех тех качеств, которыми (по их мнению) славна их нация: традиции, гордость, сила и упорство. Именно эти четыре слагаемых и тащат фильм на поверхность в течение более, чем двух с половиной часов, при этом практически не срываясь в пошлость и кич, хотя и позволяя себе некоторые отступления.
Фото: youtube.com
"Каждое воскресенье" - фильм из той серии, где известно с самого начала, чем все закончится, и это совершенно не напрягает. В данном случае важна не основная история, а скорее "сопутствующие истории", которые Стоун ухитряется вплести как можно теснее в главный сюжет. Например, лейтмотивом проходит через весь фильм тема старения и даже "устаревания", которую он даже с какой-то обреченной усмешкой воспевает, позволяя своему главному герою большую долю экранного времени переживать свой закат, при этом почти не акцентируя внимания на взлете молодых, которые еще не знают "правил игры" и пытаются изменить мир, подстроить его под себя.
Фото: youtube.com
Я даже особо не понимаю, чем картина меня так задела, на первый взгляд, она содержит все те элементы, каждый из которых меня бы просто убил, окажись он в другом фильме - и огромная, почти гипертрофированная гордость американцев за нацию и своих героев, и их уверенность в себе и завтрашнем дне - все это почему-то не напрягает, заставляя лишь завидовать тому, что за недолгую историю этой страны она ухитрилась создать такой институт "американской мечты", впихнув в ее "устав" столько принципов, которыми, по их мнению, сильна их нация, что нам с нашими многовековыми традициями остается лишь думать, почему до сих пор не нашелся такой умелец, который из наших разбросанных и раздробленных устоев сделает фильм, который можно будет с гордостью за то, что ты живешь в этой стране, показать любому иностранцу.
Фото: youtube.com
Вторая вещь, которая поразила меня в фильме - это его актерский состав. Стоун всегда славился тем, что на роли почти всех без исключения персонажей ухитрялся заманить именитых актеров (Лив Тайлер в "Развороте" всего несколько секунд молча стояла на заднем плане за спиной Шона Пенна, сосредоточенно жуя жвачку). В "Каждом воскресенье" невероятно много знакомых лиц, некоторые из которых появляются всего на пару эпизодов. Как всегда великолепен Аль Пачино, а "молодая поросль", представленная Камерон Диаз, Джейми Фокссом и Л.Л.Кул Джеем, к моему удивлению, оказавшемся очень даже приличным актером (роли в "Глубоком синем море" и "Хэллоуине 7" лишь доказали это), всячески старается не отставать от ветеранов Голливуда. Внимание к экрану приковано почти все время и благодаря необычному стилю, в котором снят фильм (если кто помнит, в таком же стиле были сняты "Дж.Ф.К." и "Прирожденные убийцы" того же Стоуна) - большая часть действия снята плечевой камерой, из-за чего картинка дрожит, создавая ощущение динамизма и кинетики происходящего, а также частенько можно нарваться на откровенно "шизофренические" кадры с игрой цветов, плана и перспективы. Именно благодаря этому очень мощно смотрятся сцены непосредственно игры, захватывающей с первой до последней секунды до появления на табло цифры "О". Немалая заслуга здесь и монтажеров, которых на этом фильме работало аж четыре (!) штуки. Очень порадовал саундтрек, помимо нескольких электронных композиций, написанных известным "кустарем-одиночкой" Moby, также включающий в себя уже давно известные песенки Fatboy Slim, Kid Rock и даже "Highway Star" Deep Purple.
Фото: wallpapercave.com
Вполне успешно картина прошла в прокате, собрав при немалом бюджете в 60 миллионов долларов 76 миллионов прибыли только в США (и это фильм, который идет почти три часа!). Несмотря на то, что "Каждое воскресенье" все-таки немного прокатили на "Оскаре" (критики все же предвещали, что шансы у фильма есть, и немалые), фильм получил номинацию на "Золотого медведя" в Берлине, а Blockbuster Entertainment Award расщедрился на три номинации для Аль Пачино, Камерон Диаз и Джейми Фоксса.
В одной их сцен, где Аль Пачино принимает у себя дома Джейми Фоксса, по телевизору идет старый фильм "Бен-Гур" (1959). Чарлтон Хестон, сыгравший в "Бен-Гуре" заглавную роль, играет одного из героев и в "Каждом воскресенье".