Терри Гиллиам, наверное, относится к небольшому проценту счастливых людей на этой планете. Многим режиссёрам приходится работать на имидж, потом на поддержание этого имиджа, потом на то, чтобы их не забыли, ну, и мало ли какие ещё есть трудности у знаменитых режиссёров. Но с Гиллиамом особая история, чем-то похожая
на историю Дэвида Линча. Он работает с совершенно потрясающими актёрами и снимает кино, которое совершенно точно не понравится как минимум 90% аудитории, привыкшей к историям, созданным по лекалам: это боевик, это супергеройское кино, это комедия. Потому что "Человек, который убил Дон Кихота" — это... что ни скажешь, всё будет неточно. Больше всего это похоже на дневник съёмок, который из размышлений о превратностях ремесла превращается в фантасмагорию, которыми так славен Гиллиам.
Фото: youtube.com
Начнём с состава актёров. Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко. И всё это ради того, чтобы сняться в фильме, который, за неимением лучших определений, называется авторским. Что там происходит? В пылком юношестве Тоби Грисони снимает студенческую работу под названием "Человек, который убил Дон Кихота", которая прокладывает ему дорогу в большое кино. Став режиссёром, ради которого можно затеять фильм с бюджетом, он решает переснять её, думая, что дорогие декорации смогут что-то добавить картине. Но увы: настоящая страсть — не в сценическом реквизите и даже не в профессиональных актёрах, ведь изначально идея заключалась в том, чтобы взять людей с улиц небольшого городка, где он находит все нужные типажи: Дон Кихота, Санчо Пансу, Дульсинею...
Фото: youtube.com
И эта страсть, эта фантазия накладывает отпечаток и на городок, и на людей. Всё это место как бы осталось подмостками, и, приехав сюда через десять лет, он обнаруживает и Дон Кихота, и Дульсинею, и то, как переплелись судьбы героев Сервантеса с их жизнями.
Итак, это кино о кино? Это кино о силе фантазии? О том, как важно оставаться верным чему-то? На каждый из этих вопросов в фильме последовательно даётся два ответа: "да" и "нет". Будь по-иному, это было бы не авторское кино. Но если в кругу друзей у вас когда-нибудь зайдёт о нём разговор и кто-нибудь спросит, а о чём же авторское кино, мудро но печально улыбнитесь, помолчите немного, глядя собеседнику в глаза, а затем ответьте: "о жизни".