Герой фильма всегда выполняет порученное дело предельно безукоризненно. Но педантизм и четкость оборачиваются для него порой и неприятностями. Работая шофером у председателя колхоза, Брусничкин берется за считанные минуты доставить районное начальство к поезду. Но даже и сцена бешеной автомобильной гонки решена без азарта, а главное, без юмора, без необходимой доли условности. А ведь именно условность и определяла, как было сказано, не вполне обычную жанровую природу сценария.
Мир, который видит
В. Черных (режиссёр), — душевно открытый честный, доброжелательный. К своим героям сценарист относится с внимательной заинтересованностью вне зависимости от того, отведена ли им роль главная или второстепенная. Поэтому столь важно было показать в фильме окружение Брусничкина, ту человеческую среду, которая определяет судьбу героя, влияет на его нравственное становление. Ведь именно в столкновении с окружающими выявляется характер главного героя. Люди, с которыми сталкивается Брусничкин — самые обычные. Мыслят они простыми житейскими категориями, с уважением относятся к чужим помыслам и мечтам. Брусничкин порой вызывает у них недоумение, порой — сочувствие а порой — и восхищение.
Фото: youtube.com
Режиссер построил иной мир, окружающий героя, — мир недобрый, почти всегда враждебный. Родители Брусничкина выглядят недалекими людьми, запуганными своим одержимым сыном. Друзья по школе — эдакие глуповатые девочки и мальчики, разительно контрастирующие с талантливым Брусничкиным. Председатель колхоза — суетливый балагур, находящийся под башмаком у своей жены. В картине действуют не живые люди, а вымученные, застывшие маски; лишенные сколь-нибудь подробно разработанных характеров.
Фильм оживает в тех случаях, когда в кадре появляется актер, способный даже несколькими штрихами показать личность неординарную. Таков
Леонид Марков в роли полковника милиции. Полковник — человек умный, с чувством юмора, умеющий признать свою неправоту, быть выше чисто ведомственных интересов. Именно он поверил в Брусничкина, дал ему возможность приблизиться к заветной цели. Он хотел бы оставить Брусничкина служить в Милиции, особенно после того, как тому удалось совершить героический поступок — обезвредить опасного преступника. Но он уважает чужую мечту и дает герою рекомендацию в авиационный институт.
Фото: youtube.com
Сценарий был задуман как произведение о мечте, о высокой цели в жизни, к которой герой стремится даже вопреки некоторым жизненным обстоятельствам. А фильм получился о человеке, обреченном сталкиваться с ограниченными людьми, прозябать среди них и волей-неволей проявлять свою неуживчивость. Приходится только сожалеть, что, начинаясь со сценария, фильм далеко не всегда реализует то лучшее, что в нем бывает заложено...