В спиритуализме существует такое понятие как эктоплазма, представляющая собой духовную энергию. Она была придумана Шарлем Рише, исследователем психических явлений, в 1894 году. Общественное религиозное движение, названное спиритуализмом, стало популярно в девятнадцатом и начале двадцатого веков. Согласно теории представителей этого движения, сознание человека может сохраняться после его смерти, а живые могут контактировать с ним.
Медиумы и духи 19 века
Спиритуалисты считают духов умерших «развоплощёнными людьми». Они верят, что медиумом может стать любой с помощью обучения и практики, а поэтому получать духовные послания и информацию из загробной жизни. В этой среде труды шведского мистика, философа и теолога Эммануэля Сведенборга объясняли так знания о потустороннем мире. Сведенборг утверждал, что общается с духами, и описал структуру духовного мира с той особенностью, что не существует ада и рая, а только серия высших и низших небес, а духи выступают посредниками между Богом и людьми. Правда, он предостерегал непосвященных от прямых контактов.
Другим исследователем сверхъестественного был немецкий врач
Франц Антон Месмер, интересовавшийся также астрономией и музыкой и друживший с
Моцартом и
Гайдном. Месмер открыл процесс естественной передачи энергии между всеми живыми организмами и даже неодушевленными объектами, который он назвал «животным магнетизмом». Он утверждал, что эта техника вызывала транс и заставляла его пациентов входить в контакт со сверхъестественными существами. В середине 19 века, изучив теорию Месмера, шотландский врач
Джеймс Брейд назвал его методику «гипнозом».
31 марта 1848 года сёстры Кейт и Маргарет Фокс, проживающие в Рочестере, штат Нью-Йорк, сообщили, что общаются с духом убитого торговца. В тот момент ещё никто не знал, что его убили, а его дух поведал сестрам, что его тело находится в его доме, где его и нашли. С тех пор сёстры Фокс стали сенсацией, знаменитостями-медиумами, и стали проводить публичные сеансы в Нью-Йорке.
Среди других выдающихся спиритуалистов были журналист
Уильям Т. Стед и писатель
Артур Конан Дойл. Во время Первой мировой войны Дойл потерял своего сына Кингсли и стал членом Клуба призраков, основанном в 1862 году в Лондоне. Его целью было научное изучение паранормальных явлений. В состав клуба входили также
Чарльз Диккенс и другие известные личности того времени.
Томас Эдисон, вдохновленный
новой модой, хотел разработать «духовный телефон», по которому живые могли бы слышать голоса мёртвых и записывать их для потомков.
Заявлениями спиритуалистов о реальности духов занялось Общество психических исследований в Лондоне и учредило Комитет по домам с привидениями.
Движение быстро распространилось по всему миру. Ведущие газеты публиковали истории о призраках так же, как и любые другие новости. В одном из номеров «Чикаго Дейли Трибьюн» за 1891 год
рассказывалось о доме, который, как утверждали, населяли призраки трёх человек, когда-то убитых там. Они стремились отомстить сыну убийцы, жившему в этом доме, который в конечном итоге сошел с ума. Многие не верили в историю о мстительных призраках и поселялись в этом доме. Но каждая семья, пожившая немного по соседству с «несуществующими» призраками, впоследствии непременно выезжала из злосчастной квартиры.
Фото: psychologytoday.com
Современные сторонники альтернативной медицины и различных эзотерических форм духовности заявляют о множестве переживаний, возникающих из-за некой «энергии» или «силы», не поддающихся измерению и объяснению и, соответственно, отличающихся от научной формы энергии. Существуют различные природные места, которые люди считают сверхъестественными и имеющими определенную «энергию». Если эта энергия негативна, она ответственна за привлечение призраков, что проявляется и в современных верованиях и паранормальной культуре.
Методы работы медиумов
Загробная жизнь рассматривается спиритуалистами как место, в котором продолжают развиваться души умерших. Они убеждены, что контакт с духами не только возможен, но и что духи более развиты, чем люди, и способны дать информацию об этических и моральных вопросах. Некоторые спиритуалисты часто контактируют с конкретными духами, которых они называют проводниками и на которых полагаются, как на духовных наставников.
Спиритуалисты считают, что эктоплазму производят медиумы в состоянии транса. Этот «материал» выделяется в виде субстанции из тела медиума, и духовные сущности этим веществом накрывают своё нефизическое тело. Эктоплазма позволяет им взаимодействовать в реальной и физической вселенной. В начале она прозрачная и невидимая, но по мере того, как энергия медиума становится сильнее, эктоплазма становится видимой и темнеет. В некоторых случаях она может приобретать сильный запах. Многие медиумы предпочитают проводить свои сеансы в темноте, так как эктоплазма не может возникнуть при ярком свете, который разрушает её вещество.
Фото: austintexas.gov
Медиумы работают разными методами: они проводят спиритические сеансы или входят в транс, при котором дух, берёт под контроль голос медиума и передает сообщения. В трансе они могут использовать «эктоплазму», созданную из клеток участников сеанса и их собственных. Иногда медиум «слышит» сообщение и передает его своему клиенту или использует автоматическое письмо. Более сложные способы включают материализацию духа, телекинетическую активность или присутствие собственного голоса вызываемого духа.
Чувства медиумов отличаются от паранормальных способностей других экстрасенсов. Они видят бестелесную форму духа так, как если бы он физически присутствовал рядом, иногда даже в виде фильма. Некоторые медиумы слышат говорящего с ними духа так, как будто он находится в комнате, а другие слышат голоса в своем сознании. Иногда они чувствуют ощущения, внушенные духом или принимают на себя его недуги, ощущая физически ту проблему, которая была у человека перед смертью. Некоторые чувствуют запах духа, например, запах табака, который человек курил при жизни.
Эктоплазма из прошлого и телекинез из настоящего
Французский врач
Густав Гелей, изучая эктоплазму, описал её как «весьма изменчивую по внешнему виду», иногда похожую на тонкую ткань или мембрану, а иногда на пучок тонких нитей, тягучую пасту или парообразное вещество. Артуру Конан Дойлу она казалась «вязкой студенистой субстанцией», способную затвердевать и принимать материальную форму. Говорят, что некоторым исследователям удавалось воспроизвести фотографические эффекты, доказавшие реальное существование эктоплазмы. Они объединили её с понятием «эктенической силы» в поисках физического объяснения такого явления, как «психокинез», как его называли ранние исследователи паранормального, и который впоследствии получил название
телекинеза.
Телекинезом стали называть способность человека влиять на физические предметы без взаимодействия с ними.
В 1984 году Научно-исследовательский институт армии США сделал запрос в Национальную академию наук США о сформировании научной группы для доказательства существования телекинеза. Их целью было исследовать, можно ли найти применение этому явлению в военном деле, например, для вывода из строя вражеского вооружения или дистанционного подавления сопротивления противника.
Парапсихологи делят телекинез на две категории: эффекты, видные невооруженным глазом и крупномасштабные, называемые макротелекинезом, и мелкомасштабные эффекты, обнаружить которые можно только с помощью приборов, называемые микротелекинезом. Научная группа заслушала мнение военных, которые верили в телекинез, посетила лаборатории, в которых проводились исследования и которые заявляли о положительных результатах экспериментов. Результаты по мактотелекинезу группа раскритиковала и заявила в отчете за 1987 год, что научных доказательств существования телекинеза найдено не было.